На фоне повышения акцизов и увеличения объема нелегальной продукции отгрузки водки с заводов в прошлом году могли сократиться на 12-15%, свидетельствует отчетность группы “Синергия”. В этом году, по мнению экспертов, отгрузки продолжат снижаться, тогда как сама водка подорожает в рознице в среднем на 15-20%.
Отгрузки произведенной группой “Синергия” продукции (водки Beluga, “Беленькая”, бренди “Золотой резерв”) в 2013 г. снизились на 12%, до 12,5 млн. дал, сообщила компания. При этом на экспорт “Синергия” отправила 0,5 млн. дал, что на 4% больше показателя 2012 г. Импорт алкоголя (группа продает в России виски британской William Grant & Sons и коньяки французского дома Camus) увеличился на 11%, до 0,26 млн. дал. Около 80% производимого “Синергией” алкоголя приходится на водку. Годовые результаты “Синергии” оказались несколько хуже, чем компания ожидала еще в декабре: тогда руководство группы на встрече с аналитиками прогнозировало снижение продаж на 9-10%. Прошлый год стал непростым для всей отрасли в силу значительного (более чем на 30%) повышения акцизов, заявил вчера председатель правления “Синергии” Александр Мечетин. За первые шесть месяцев 2013 г. падение в легальном производстве водки и вовсе, по данным Росстата, достигало 28,3%. Такое резкое снижение объяснялось отчасти тем, что перед январским повышением акциза производители водки сформировали большие запасы продукции и в первые месяцы года работали не в полную силу. Из-за роста стоимости легального продукта участники рынка отмечали также возобновившийся рост объемов нелегальной водки. Ее доля по итогам года может достичь уже 50%, не исключал летом господин Мечетин.
К концу года ситуация с производством водки скорректировались, и можно говорить, что показатели “Синергии” отражают общую картину на водочном рынке, считает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. По его мнению, снижение выпуска и отгрузки легальной водки в России за прошлый год не превысит 15%. В январе-ноябре, по данным Росстата, падение производства водки достигало 14,5%, до 71,8 млн. дал, отгрузки упали на 16,7%, до 67,3 млн. дал. За весь год статистики пока нет. Аналитика “ВТБ Капитала” Ивана Куща между тем настораживает, что если в третьем квартале прошлого года отгрузки “Синергии” упали на 2%, то в четвертом – уже на 6%. “Возможно, на это повлиял общий спад потребительской активности в конце года, на который уже указывали российские ритейлеры “Магнит” и “М.Видео””,- рассуждает господин Кущ. У “Кристалл-Лефортово” (водка “Старая Москва”) результаты четвертого квартала были лучше третьего, уверяет гендиректор компании Виктор Алексеев. “Но в целом по году у нас похожая на “Синергию” картина снижения продаж”, – признался он.
В 2014 г. акциз на алкоголь крепостью более девяти градусов увеличился на очередные 25% – с 400 до 500 руб. за 1 л безводного спирта. Из-за этого Росалкогольрегулирование намерено поднять минимальные цены на водку. Согласно подготовленному в ноябре и находящемуся сейчас на согласовании в правительстве проекту приказа, до 1 августа цена будет 199 руб. за 0,5 л, а потом увеличится до 220 руб. Таким образом, за год самая дешевая водка с нынешних 170 руб. подорожает в магазинах на 29,4%. В среднем по рынку цена вырастет не так резко, так как в более дорогой водке доля акциза не столь существенна. Коммерческий директор Алкогольной сибирской группы (водка “Пять озер”) Наталья Никитина прогнозирует изменение цен на полках в рознице в среднем на 16-17%. Представитель другой алкогольной компании соглашается, что среднее подорожание водки будет около 15-20%. В этом году под влиянием акциза и роста контрафактной продукции объемы выпуска легальной водки продолжат сокращаться, полагает господин Алексеев. Его оценка – минус 10% к показателям 2013 г. Спад в легальном производстве не превысит 5-7%, более оптимистичен Вадим Дробиз. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)