Стеклянная продукция широко используется не только в пищевой промышленности, но и в других отраслях – химической, медицине и т. д. Необходимо заметить, что направление развития рынка задает потребитель – большинство продукции является уникальной в своем роде, ведь производится для определенного клиента.
Украинский рынок стеклянной тары в 2010-2011 гг. демонстрировал позитивные тенденции роста. Однако по итогам 2012 г. показатель снизился на 3% в натуральном выражении до 3240,7 млн. шт. за счет сокращения объема внутреннего производства товара.
По результатам двухлетнего периода (2010-2011 гг.) производство стеклотары в Украине характеризовалось положительной динамикой роста. Поступательное увеличение объемов реализации давало возможность говорить о тенденции развития. Однако в 2012 г. произошло падение производства в натуральном выражении, которое составило 3,8% к показателям предыдущего года. Общее снижение объемов производства стеклянной тары было обусловлено сокращением выпуска емкостей для напитков и пищевых продуктов на 4%.
В структуре производства стеклянной тары в Украине на долю емкостей для пищевых продуктов и напитков приходиться около 70% в натуральном выражении. Банки для консервирования является второй по значимости категорией стеклянной тары – ее доля достигает 22% в натуральном выражении от общего объема производства.
Основными производителями стеклянной тары являются ЧОА Ветропак “Гостомельский стеклозавод”, ООО “Вольногорское стекло”, ЧАО “Консюмерс-Стекло-Заря”, ЧАО “Рокитновский стеклянный завод”, ЧАО Костопольский завод стеклоизделий, в совокупности на них приходится около 80% от общего объема производства.
Объемы экспорта и импорта стеклянной тары в 2011-2012 гг. практически одинаковы, что еще раз указывает на тот факт, что внутреннее производство является определяющим для общего объема внутреннего рынка. мпорт продукции на украинский рынок за 2009-2012 гг. вырос практически в 2 раза, однако ключевого влияния на рынок не оказывает.
В текущем году отмечается увеличение объемов экспорта стеклянной тары на внешний рынки, темп прироста в натуральном выражении составляет 11%, а в денежном – 5,2%. о итогам 5 месяцев 2013 г., в количественном выражении объемы поставок стеклотары в Украину увеличились на 9,4%, однако в денежном выражении наблюдается сокращение импорта на 7,6%.
Развитие рынка в следующие годы будет зависеть от потребностей потребителей, роста вторичного спроса на продукцию пищевой отрасли, развитие который прогнозируется не в самом оптимистичном варианте. Но позже рост рынка будет находиться на низком уровне и ожидается, что в пятилетней перспективе объем производства сможет достичь докризисных показателей. На такую ситуацию также повлияет расширение внешних рынков сбыта.
Отечественные операторы указывают на будущие позитивные тенденции для отрасли стеклянной тары. Это связано с расширением сфер применения данного вида упаковки. Таким образом, средний темп прироста рынка стеклянной тары на 2013-2016 гг. составит около 3% в натуральном выражении. (ubr.ua/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)