Крайне неприятные цифры обнародовали в Национальном союзе производителей молока “Союзмолоко”. По официальным данным Росстата, объем производства сырого молока в стране с начала года сократился на 5,7%. Но, как считает председатель правления “Союзмолока” Андрей Даниленко, реальное падение еще больше – около 10%. “За семь последних месяцев выпуск сливочного масла упал примерно на 4%, сухого молока и сливок – более чем на 5%, – рассказал Даниленко. – Все это обусловлено дефицитом молочного сырья. Его цена по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подскочила на четверть. И только за последнюю неделю сырье подорожало примерно на 2%”. Цифры, что и говорить, тревожные. Но в России дорожает все, да и кризисом нас пугают уже не первый осенний сезон. Отчего же бьют тревогу животноводы?
Дело в том, что цена на молоко, относящееся к социальным продуктам, давно уже стала макроэкономическим параметром рыночной экономики. “Резкое подорожание сырья приводит к стремительному сокращению потребления и, как следствие, к острейшему производственному кризису, – поясняет Даниленко. – В пересчете на душу населения россияне и так потребляют молока и молочных продуктов в сравнении с Европой на две пятых меньше, дальше снижать этот показатель просто неприлично. А рынок на дефицит молочного сырья уже отреагировал. В первую очередь резким ростом импорта пальмового масла – самого дешевого заменителя коровьих жиров”.
В розничной цене молока сырье, по оценке директора по связям с общественностью и государственными органами Группы компаний “Данон” Марины Балабановой, “весит” примерно половину. Так, средняя по России закупочная цена сырья сейчас составляет 15 руб. за литр (что, кстати, примерно равняется себестоимости). К 70-процентной отметке от розничной цены молоко приближается после перерабатывающего комбината. Все остальное – это торговая наценка и чистая прибыль ретейлеров. В острокризисном 2008 г., напоминает Балабанова, отпускные цены на сырье подскочили на 50%, а в магазинной рознице – всего на 30%. Но и это тоже много. Да и потом, все приведенные расчеты справедливы при нынешнем валютном курсе и официально прогнозируемой инфляции. Чтобы обезопасить себя от наименее желательного развития событий, производители предлагают добровольно зафиксировать нынешнюю цену на молочное сырье. “Мы готовы, – говорит Даниленко, – затянуть пояса потуже и работать на пределе рентабельности, чтобы не рухнуть окончательно летом будущего года. Но мы ждем адекватного шага от представителей перерабатывающей отрасли, а главное – от государства. Нам нужны не восьми-, а пятнадцатилетние кредиты (один только этот шаг сразу снизит себестоимость литра молока на 3 руб.) и упрощенная система дотаций (производство молока сегодня нерентабельно повсюду в мире, но у нас господдержка на порядок ниже по сравнению с Евросоюзом и даже с Белоруссией), а также снятие ограничений на ввоз племенного поголовья из Европы”. Много хотят представители молочной промышленности или мало? Однозначного ответа нет. Но и реакции властей на эту инициативу пока не последовало. (Труд/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)