Основатель и председатель правления “Синергии” Александр Мечетин стал первым из руководителей российских водочных компаний, кто решил сделать серьезную ставку на китайский рынок. Он подписал договор с французским коньячным домом Camus, который займется продажами в Китае водки Beluga. В последние пять лет китайцы, распробовавшие иностранные спиртные напитки, стали основным драйвером роста для мирового алкогольного рынка.
Александр Мечетин имеет на алкогольном рынке репутацию весьма прагматичного менеджера, в основе работы которого всегда лежит тщательное планирование и строгий расчет. Вот и теперь, договорившись с коньячным домом Camus о продажах своей водки в Китае, 38-летний уроженец Приморского края уверяет, что его корни, оставшиеся неподалеку от китайской границы, тут ни при чем. “У нас сформирована четкая экспортная стратегия, в рамках которой и был осуществлен выход на китайский рынок, – рассказал Мечетин. – Мое происхождение тут, конечно, ни при чем”. По данным компании, контракт с Camus по работе в Китае подписан на три года с правом пролонгации. Он вступит в силу уже в этом месяце. Непосредственно продажами и продвижением водки займется дочерняя компания коньячного дома – Yuan Liu International Trade (SH) Co., Ltd. Александр Мечетин отмечает, что выбор партнера для выхода в Китай обусловлен его связями на местном рынке: “Так сложилось, что за последние годы в Китае произошел бум потребления коньяка. Коньячные компании, и в частности Camus, чувствуют там себя очень хорошо. За годы присутствия на этом рынке у компании возникла разветвленная сеть дистрибуции, что безусловный плюс для нас”.
Китай придал невероятное ускорение коньячной индустрии в мировом масштабе. В разгар кризиса 2008 г. производители коньяка представляли свое будущее в весьма мрачных тонах: продажи стагнировали, эксперты предрекали категории скорое падение. Коньяк – напиток дорогой с несколько старомодным имиджем, такие становятся первыми жертвами кризисных времен. И тут его распробовали китайцы. Существует мнение, что это произошло в ходе Олимпийских игр в Пекине, когда дорогие французские напитки были представлены на многочисленных банкетах, фуршетах и презентациях. Бум коньяка в Поднебесной привел к невероятным результатам. По данным Drinks International, в период с 2010 по 2012 г. глобальные продажи коньяка выросли с 9 млн. до 27,9 млн. дал во многом благодаря стремительному росту сегмента на рынках Юго-Восточной Азии, и главным образом Китая. Для Camus, бизнеса со 150-летней историей, выход в Китай стал самым настоящим спасением. В 2005 г. глава компании Сирил Камю, представитель пятого поколения семьи, владеющей коньячным домом, стоял на пороге банкротства под натиском конкурентов, за спинами которых были транснациональные гиганты. А сейчас он продает половину коньяка Camus в Азиатском регионе и сам переехал жить из Франции в Китай, чтобы быть ближе к ключевому для бизнеса рынку.
По словам Александра Мечетина, договариваясь о дистрибуции водки, он лично встречался с Камю, и во многом эта встреча предопределила выбор “Синергии”, рассматривавшей несколько претендентов для вывода своей продукции в Китай. Несмотря на географическую близость к России, Китай до сих пор остается terra incognita для российских водочников. По данным Федеральной таможенной службы, в 2012 г. российские компании поставили в Поднебесную 18,6 тыс. дал крепкого алкоголя, что составляет всего 0,37% от общего объема российского водочного экспорта. Для примера: поставки водки из России на небольшой рынок Киргизии в восемь раз больше. Александр Мечетин считает, что цифры ФТС могут быть некорректны: “Многие компании поставляют продукцию на экспортные рынки не напрямую, а через крупные распределительные центры, расположенные, к примеру, в Прибалтике, а уже оттуда продукция расходится конечным получателям”. Но вместе с тем он признает, что китайский рынок российскими водочными компаниями охвачен крайне слабо. По данным ФТС, крупнейшим поставщиком российской водки в Китай в 2012 г. стал калининградский “Итар”, выпускающий по заказу ФКП “Союзплодоимпорт” государственные бренды “Столичная” и “Московская”. На его долю пришлась почти половина поставленного объема – порядка 9 тыс. дал. В планах Мечетина – превзойти эти скромные показатели, хотя, говоря о перспективах, он явно осторожничает: “В первый год мы бы хотели продать совсем немного – несколько тысяч кейсов (9-литровые коробки с водкой)”. Со временем компания будет наращивать поставки.
Директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз не сомневается, что китайцам Beluga придется по вкусу. “За последние 15 лет в Китае появилось много состоятельных людей, – отмечает эксперт. – Именно они – самая желанная аудитория западной luxury-индустрии, в том числе алкогольной. Мода на дорогой престижный алкоголь спасла не только коньяк, но и знаменитые вина бордо. У “Белуги” есть шансы попасть в этот тренд. В отличие от Absolut и Smirnoff она соответствует представлениям “новых китайцев” о роскоши”. Единственным возможным препятствием на пути успеха “Белуги” в Китае эксперт считает начавшуюся в стране кампанию по борьбе с коррупцией и излишествами чиновников. После последнего съезда Компартии Китая чиновникам запретили закупать дорогой западный алкоголь для банкетов и принимать его в подарок. Во многом из-за этого в первом полугодии 2013 г. продажи коньяка в Китае упали на 1,8% – впервые за несколько последних лет. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)