В ТПП РФ прошло совещание, посвященное некоторым практическим вопросам применения законодательства РФ об обороте алкогольной продукции и о рекламе при проведении выставочных мероприятий. Вице-президент ТПП РФ В. Чубаров проинформировал участников совещания, что накануне проведения “Продэкспо-2013” (одна из крупнейших международных выставок продуктов питания, напитков и сырья для их производства проходила в Москве с 11 по 15 февраля) организатор выставки – ЗАО “Экспоцентр” – столкнулся с рядом проблем, которые выходят за рамки одной компании и важны для всего рынка. Речь идет о временном хранении привозимых на специализированные выставки образцов алкогольной продукции, о правилах проведения ее дегустации, а также о классификации рекламы.
По первому вопросу выступил директор департамента таможенного оформления ЗАО “Эксповестранс” С. Минц. Он сказал, что суть проблемы заключается в следующем: в соответствии с ФЗ №171 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” алкогольную продукцию, предназначенную для показа в качестве образцов на выставках, следует хранить до мероприятия на складах временного хранения (СВХ) тех организаций, которые имеют соответствующую лицензию. Такие товары для экспонирования на выставках ввозят в большинстве случаев воздушным путем. Но в Москве только во Внуково есть СВХ с соответствующей лицензией. (Дело в том, что аэропортам приобретение подобных лицензий экономически обычно невыгодно.) Везти мелкие партии автотранспортом из Испании, Италии или Франции экономически нецелесообразно. Перевозить из других аэропортов во Внуково – тоже достаточно хлопотно. Необходимо найти выход.
Заместитель начальника Управления государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Росалкогольрегулирования Д. Бурцев согласился с тем, что сложилась парадоксальная ситуация: ввоз-вывоз алкогольной продукции разрешен, а вот ее хранение допускается только на СВХ с лицензией. Дело в том, что в законе есть общие правила ввоза алкогольной продукции, но нет определения условий ее ввоза именно для выставочных целей. По его мнению, следовало бы внести в закон соответствующие изменения, и тогда проблема была бы решена. К сожалению, в данном конкретном случае (для выставки “Продэкспо-2013”) следует согласиться на “Внуковский вариант”, который, безусловно, будет временным.
В ходе обсуждения было решено создать для решения проблемы соответствующую рабочую группу, в которую должны войти представители бизнеса, ТПП РФ, ЗАО “Экспоцентр”, ФАС, Росалкогольрегулирования и других заинтересованных организаций.
О проблемах проведения дегустаций алкогольной продукции на специализированных выставках выступил заместитель начальника юридического отдела ЗАО “Экспоцентр” С. Панин, который отметил, что дело в неточностях в толковании норм Закона “О рекламе” (организация дегустации алкогольной продукции и проведение дегустационных конкурсов вне стационарных торговых объектов, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, запрещена данным законом). Естественно, специализированная выставка не занимается розничной продажей алкоголя. Как в таком случае проводить дегустации, без которых специализированные выставки теряют смысл? В “Продэкспо” участвовали примерно 400 фирм, 32 национальные экспозиции, и алкогольная продукция, следовательно, ее дегустация, должны быть.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А. Кашеваров объяснил, что к решению проблемы надо подходить так, как это теперь делается в Интернете: там реклама алкоголя запрещена, но никто не запрещает существование сайтов фирм-производителей алкоголя. Специализированная выставка не может быть классифицирована как рекламная акция и, следовательно, дегустация разрешается. Однако если выставка многопрофильная, нельзя алкогольную продукцию представлять вне экспозиции. На национальной экспозиции могут быть представлены разные товары, в том числе и алкоголь, но предлагать его дегустировать вне экспозиции нельзя, как нельзя размещать надписи, утверждающие, что данное вино – самое лучшее. Это уже будет реклама. В целом же, отметил А. Кашеваров, нужно разработать соответствующие четкие стандарты, чтобы не было разночтений и различий в трактовке правил проведения подобных специализированных выставок. Целесообразно это сделать в рамках Российского союза выставок и ярмарок. Предложение было поддержано участниками совещания. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)