Российская сетевая продовольственная розница поставила абсолютный рекорд прироста торговых площадей: 130 крупнейших по обороту FMCG-сетей за прошлый год открыли 4059 новых магазинов всех форматов, и в результате их торговая площадь увеличилась совокупно на 1,75 млн. кв. м, или на 17,6% – до 11,5 млн. кв. м (чистый прирост за вычетом закрытых магазинов), подсчитали аналитики отраслевого агентства Infoline (они получают данные от самих компаний). До сих пор самым результативным годом для российской розницы был предкризисный 2008 г. (Infoline собирает статистику с 2006 г.). Тогда торговая площадь 130 крупнейших ритейлеров увеличилась на 1,55 млн. кв. м. Позднее рост замедлился: в 2009 г. сети прибавили всего 0,63 млн. кв. м, в 2010 г. – уже 0,92 млн. кв. м, в 2011 г. – 1,49 млн. кв. м.
В 2012 г. лидером по приросту остался “Магнит”, его доля в общем объеме новых торговых площадей – 25,5% (общий прирост без учета закрытых магазинов). Он открыл 1575 новых магазинов, увеличив торговые площади примерно на 0,58 млн. кв. м. Для компании это тоже рекорд. 2 место сохранила Х5 Retail Group (сети “Пятерочка”, “Перекресток” и “Карусель”) – 10,1% в общем приросте. Третью строчку в этом году заняла “Дикси” – 4,8% (в прошлом году третьей была Auchan). При этом доля крупнейших федеральных операторов розничной торговли в общем приросте торговых площадей начала снижаться, констатирует Infoline. Если в 2010 г. на “Магнит” и X5 приходилось 47,7% общего прироста среди 130 крупнейших сетей, то в прошлом году – уже 35,6%.
Региональные сети “Холидей”, “Мария-Ра”, “Интерторг” (“Народная 7Я”) и другие значительно нарастили темпы роста, указывает директор “Infoline-аналитики” Михаил Бурмистров. Региональные ритейлеры научились конкурировать с федеральными за счет лучшего понимания местной специфики и поэтому стали более эффективно и быстро развиваться, говорит представитель Союза независимых сетей России (объединяет более 50 региональных игроков) Александр Ставцев. Быстрый рост сетей стал возможен благодаря тому, продолжает М. Бурмистров, что увеличилось предложение в сфере торговой недвижимости: в прошлом году были достроены девелоперские проекты, которые начали финансироваться после кризиса, в 2010 г. За 2012 г. в России открылось более 50 торговых центров торговой площадью 1,76 млн. кв. м, подтверждает руководитель отдела исследований консалтинговой компании “Магазин магазинов” Андрей Васюткин. Именно поэтому динамичнее всего рос сегмент гипермаркетов (их открывают либо в торговых центрах, либо в отдельно стоящих зданиях), подтверждает М. Бурмистров: за прошлый год ритейлеры открыли 98 гипермаркетов, так что их общее число на начало т.г. выросло до 690 площадью 3,79 млн. кв. м. Но быстрый рост торговых сетей скоро прекратится, считает он. В 2013 г., по прогнозам эксперта, количество новых магазинов и прирост площадей еще будут выше, чем в 2012 г. (не менее чем на 5-10%), но с 2014 г. рост остановится – из-за каннибализации трафика уже действующих магазинов, которая бьет по эффективности сетей. (АПК-Информ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)