Розничная сеть “Лента”, управляющая 56 гипермаркетами в разных регионах России, – компания непубличная. Сейчас, накануне размещения облигаций (компания зарегистрировала три выпуска бондов в общей сложности на 10 млрд. руб. (250 млн. евро)), она раскрыла результаты 2012 г., исходя из которых “Лента” может стать самым эффективным из крупных ритейлеров России. Выручка “Ленты” в 2012 г. увеличилась на 22,4% – до 109, 9 млрд. руб. (2,76 млн. евро), чистая прибыль – в 5 раз, до 6,3 млрд. руб. (150 тыс. евро), валовая рентабельность – на 1,5 п.п., до 25%, рентабельность по EBITDA составила 11,6%, по чистой прибыли – 5,8%, следует из презентации компании для инвесторов (все изменения – по сравнению с 2011 г.).
До сих пор лидером по эффективности в отрасли считался “Магнит” – самый крупный по числу магазинов и капитализации оператор розничной торговли в России. Когда 2012 г. он закончил с рентабельностью по EBITDA в 10,56% (в IV квартале она достигла 11,33%) и в 5,57% по чистой прибыли, отраслевые эксперты восхищались: это рекордный показатель не только для “Магнита”, но и для всех российских продуктовых ритейлеров. За полный 2012 г., кроме “Магнита”, никто из них не отчитался, но за 9 месяцев рентабельность по EBITDA у X5 Retail Group, крупнейшего по выручке ритейлера, составила 6,7%, у “Дикси групп” – 5,8%, у “О’кей” (в первом полугодии) – 6,8%. “Рентабельность по EBITDA в 10,5% для продуктового бизнеса – это много”, – отметил основатель “Магнита” Сергей Галицкий. Удержать доходность бизнеса на пиковых значениях будет сложно, признавался он. Такие показатели рентабельности у “Ленты” – это заявка на чемпионство, говорит старший аналитик “Уралсиб кэпитал” Марат Ибрагимов. В 2013 г., по его прогнозам, рентабельность у “Магнита” несколько снизится из-за роста конкуренции в сегменте, а у X5 и “Дикси”, напротив, несколько вырастет за счет улучшения операционных показателей.
“Лента” по результатам 2011 г. занимала 9 место по выручке в рейтинге крупнейших розничных компаний Infoline. Успех “Ленты” – в сочетании грамотно подобранного ассортимента и низких цен, отметил гендиректор “Infoline-аналитики” Михаил Бурмистров. Эффективная операционная модель и высокая доля собственной недвижимости позволяют “Ленте” продавать товары на 5% дешевле, сохраняя самую высокую рентабельность в сегменте, объясняет в презентации сама компания. (АПК-Информ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)