Рекордный в этом году рост акцизов обернулся резким снижением выпуска крепкого алкоголя в январе: в первый месяц года производство водки, по данным Росстата, упало на 30%, а отдельные заводы практически полностью прекратили работу. Производители создали запасы, нарастив выпуск в четвертом квартале 2012 г. Снижение зафиксировано у всех основных федеральных производителей, следует из данных Росстата. У польской Central European Distribution Corporation (CEDC, бренд “Зеленая марка”) завод “Топаз” снизил выпуск на 61,2%, до 149,2 тыс. дал, Сибирский ЛВЗ – на 78,2%, до 32 тыс. дал, “Парламент Продакшн” – на 94,8%, до 5,8 тыс. дал. Заводы ближайшего конкурента CEDC, группы “Синергия” (марка “Беленькая”), также существенно снизили объемы выпуска: “Традиции качества” – на 95,7%, до 4,4 тыс. дал, Мариинский ЛВЗ – на 49,6%, до 90,7 тыс. дал, “Уралалко” – на 57,1%, до 29,4 тыс. дал. У Московского завода “Кристалл” (“Путинка”) выпуск водки сократился на 45,9%, до 234,5 тыс. дал, у Алкогольной сибирской группы (АСГ; “Пять озер”) – на 93,5%, до 19,4 тыс. дал.

В целом по стране производство водки в январе упало на 30,3%, до 3,11 млн. дал. Наилучшую динамику продемонстрировали “Татспиртпром” (Graf Ledoff) и “Башспирт” (“Башкирский стандарт”): у них зафиксирован рост производства на 40,4%, до 398,9 тыс. дал, и на 32,6%, до 182,3 тыс. дал, соответственно. Но оба предприятия в последнее время производят продукцию не только для себя, но и по контракту для других компаний – например, у “Татспиртпрома” в прошлом году на контрактную водку приходилось 40% выпуска. Снизилось в январе производство и других алкогольных напитков: ликероводочных изделий крепостью до 25 градусов (портвейны и пр.) – на 22,8%, до 137,8 тыс. дал; игристых вин – на 19,4%, до 658,7 тыс. дал; коньяков – на 18,8%, до 426,9 тыс. дал; всевозможных настоек – на 8,3%, до 246,1 тыс. дал. Положительную динамику показали только тихие вина, чье производство выросло на 21,4%, до 11,9 млн. дал. Такое заметное снижение выпуска крепкого алкоголя в январе неудивительно, говорит представитель Союза производителей алкогольной продукции (в него входят CEDC, “Русский стандарт”, АСГ, “Синергия” и др.) Дмитрий Добров. Он связывает такую динамику с самым резким за последние годы увеличением акциза на крепкий алкоголь – с 1 января он увеличился на 33%, до 400 руб. за литр безводного спирта. Для сравнения: в январе 2011 и 2012 гг. акциз увеличивался на 10%, в июле 2012-го – на 18%. “В январе из-за увеличения акциза всегда происходит сезонный спад производства, так как участники рынка делают запасы продукции со старым акцизом перед Новым годом,- говорит господин Добров.- Но в этом году масштаб увеличения акциза был таким, что все компании стремились произвести впрок на максимально возможный период”.

Данные Росстата подтверждают рост производства крепкого алкоголя в последние месяцы прошлого года. К примеру, в сентябре и ноябре выпуск водки увеличился в среднем почти на 15%, а в декабре – и вовсе на 27,5%. Гендиректор CEDC Грант Уинтертон также подтверждает, что его компания, как и другие участники рынка, делала запасы в четвертом квартале. Председатель правления “Синергии” Александр Мечетин говорит, что запасов его группы должно хватить до марта: “У нас в январе была плановая остановка на всех заводах, где мы проводили обновление производства, готовились к новому производственному году”. Объем отгруженной продукции в январе, по данным Росстата, оказался даже ниже, чем произведенной: 2,35 млн. дал водки и 185 тыс. дал коньяка. “Это свидетельствует о том, что затоваренность сейчас не только на складах у производителей, но и в оптовом и розничном звене, которым, скорее всего, просто некуда принимать продукцию”,- говорит директор по информации и аналитике Alvisa Михаил Мачнев. По его мнению, такая ситуация может повториться и по итогам февраля. Но по итогам всего 2013 г. участники и эксперты рынка не ожидают столь резкого падения производства крепкого алкоголя. По прогнозу Александра Мечетина, рынок легальной водки снизится примерно на 10%, составив 85-90 млн. дал. По оценке директора ЦИФФРА Вадима Дробиза, в 2013 г. объем этого рынка снизится на 10%, до 95 млн. дал. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)