Российская водка не слишком интересна потребителям в странах дальнего зарубежья, свидетельствуют данные Федеральной таможенной службы (ФТС). За первое полугодие 2012 г. российские ЛВЗ совокупно экспортировали 2,3 млн. дал водки, что составляет всего 5,5% от объема производства. При этом львиная доля поставок пришлась на страны СНГ. За пределами бывшего СССР российская водка наиболее востребована в Германии, США и Великобритании.

По данным отраслевого агентства ЦИФРРА, экспорт водки из России в первом полугодии 2012 г. вырос на 25-28% по сравнению с показателями предыдущего года. Тем не менее говорить о каком-то качественном прорыве российских водочников на зарубежные рынки не приходится: для большинства производителей, экспортирующих продукцию, объемы поставок крайне незначительны и носят скорее символический, статусный характер.

По данным ФТС (есть в распоряжении РБК daily), в первой половине этого года экспорт водки осуществляли 56 российских заводов в 63 страны. Общий объем поставок за границу составил 2,3 млн. дал, что соответствует 5,45% от общего объема легального производства водки за данный период (42,3 млн. дал). Импорт водки в Россию за аналогичный период составил 2,12 млн. дал.

Основным потребителем российской водки традиционно является Украина. Поставки в соседнюю страну обеспечили 29,6% всего российского экспорта (682,1 тыс. дал). При этом 94,7% от этого количества пришлось на продукцию компании CEDC (бренды “Зеленая марка”, “Парламент”). Оставшиеся 5,3% поставили компании Global Spirits (бренд “Русский Север”) и Алкогольная сибирская группа (бренд “Пять озер”).

Успешная работа на украинском рынке позволила российскому подразделению CEDC компании “Русский алкоголь” закончить полугодие в ранге крупнейшего водочного экспортера. Производитель “Зеленой марки” отправил на экспорт 945,8 тыс. дал, что составило 14,5% от всего объема производства заводами компании за отчетный период. Помимо Украины ключевыми экспортными рынками для “Русского алкоголя” стали Армения и Германия, куда было поставлено 125,9 тыс. дал “Парламента”.

Другие лидеры национального водочного рынка вывозили продукцию не столь активно. Вторая по объемам производства водки в России компания “Синергия” отправила на экспорт лишь 97,1 тыс. дал, что соответствует 1,5% ее производства в первом полугодии. Две трети поставок при этом пришлось на Армению, Латвию и Кыргызстан.

Единственной компанией из числа лидеров, чьи объемы экспорта превысили половину от объема производства (56,1%), стал экспортно ориентированный “Русский стандарт”. Компания Рустама Тарико в первом полугодии отгрузила 568,4 тыс. дал в 43 страны. При этом ключевыми рынками для “Русского стандарта” стали США, Великобритания (по 108 тыс. дал) и Германия (100 тыс. дал).

В списке десяти крупнейших водочных экспортеров оказалось несколько заводов, не относящихся к категории гигантов индустрии. Их успехи на внешних рынках объясняются наличием заказов на розлив водки, изначально предназначенной на вывоз. Нижегородский завод “Хлебная слеза” попал в рейтинг благодаря тому, что на его мощностях производится водка Ruskova по заказу американской AnSon Imports Ltd. бизнесмена из Майами Олега Лазановича. Практически весь произведенный на экспорт объем реализуется в США.

Калининградский завод “Итар” делает экспортные объемы во многом благодаря наличию заказа от ФКП “Союзплодоимпорт”. Выпущенные на предприятии “Московская особая” и “Столичная” поставляются на рынки, не охваченные SPI Group Юрия Шефлера, выпускающего в Латвии продукцию под брендом Stolichnaya, – такие, как Венесуэла или ОАЭ.

Несмотря на введенное Россией эмбарго на поставку грузинских вин, Грузия не приняла ответных мер, запретив импорт водки. В первом полугодии 2012 г. продукцию в Грузию поставляли 12 российских ЛВЗ, в том числе “Ладога” (17,2 тыс. дал). (rbcdaily.ru/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)