С начала 90-х годов прошлого века мировая торговля соевыми бобами и их продуктами чрезвычайно быстро расширялась, и в настоящее время ее объем превышает экспортные показатели по пшенице – прежнему устойчивому лидеру международного рынка сельскохозяйственного сырья. В 2010/11 г. глобальное потребление соевых бобов достигло 252 млн. т, в то время как объем торговли вырос почти до 90 млн. т с менее чем 40 млн. в середине 90-х годов.
Увеличение потребностей в соевом сырье связано с динамично развивающимся во всем мире животноводством, для которого соевые бобы являются ключевым кормовым ингредиентом, а также с растущим спросом на пищевые растительные масла, обусловленным изменениями в структуре питания населения развивающихся стран. Еще одним фактором роста потребления соевых бобов, хотя и не таким весомым, как их кормовое и продовольственное использование, выступает спрос со стороны биотопливного сектора.
В географическом распределении потребления соевых бобов безусловным лидером является КНР, при этом ожидается, что, как и в течение всего последнего десятилетия, в ближайшие годы страна продолжит ориентироваться, прежде всего, на импорт цельных бобов для последующей переработки, в результате чего доля соевого масла и шрота в мировой торговле будет сокращаться. Согласно расчетам Министерства сельского хозяйства США (“USDA”), к 2020 г. глобальные импортные потребности в соевых бобах возрастут до 137 млн. т, почти на 45 млн. превысив уровень 2010/11 г.
Производство, потребление и торговля продукцией соевого комплекса отдельных стран в 2010/11 г., млн. т (по данным «USDA»)
Производство | Потребление | Импорт | Экспорт | |
Соевые бобы | 264,180 | 251,579 | 88,465 | 92,420 |
В т. ч. ведущие продуценты | ||||
США | 90,606 | 48,394 | 0,393 | 40,859 |
Бразилия | 75,500 | 39,233 | 0,037 | 29,951 |
Аргентина | 49,000 | 39,235 | 0,013 | 9,205 |
КНР | 15,100 | 65,950 | 52,339 | 0,190 |
Индия | 9,800 | 10,885 | 0,010 | |
Основные импортеры | 17,695 | 86,248 | 69,960 | 0,246 |
КНР | 15,100 | 65,950 | 52,339 | 0,190 |
ЕС | 1,048 | 13,495 | 12,465 | 0,055 |
Япония | 0,220 | 3,255 | 2,917 | |
Россия | 1,222 | 2,200 | 1,000 | 0,001 |
Респ. Корея | 0,105 | 1,378 | 1,239 | |
Соевый шрот | 174,970 | 170,167 | 56,086 | 58,426 |
В т. ч. ведущие продуценты | ||||
США | 35,608 | 27,467 | 0,162 | 8,259 |
Бразилия | 27,850 | 13,445 | 0,058 | 13,987 |
Аргентина | 29,311 | 0,719 | 27,615 | |
КНР | 43,560 | 43,382 | 0,294 | 0,472 |
Индия | 7,660 | 3,105 | 0,006 | 4,635 |
Основные импортеры | 57,267 | 82,418 | 26,329 | 1,178 |
КНР | 43,560 | 43,382 | 0,294 | 0,472 |
ЕС | 9,675 | 30,722 | 21,714 | 0,606 |
Япония | 1,591 | 3,804 | 2,208 | |
Россия | 1,708 | 2,181 | 0,455 | 0,028 |
Респ. Корея | 0,733 | 2,329 | 1,658 | 0,072 |
Соевое масло | 41,228 | 40,998 | 9,196 | 9,501 |
В т. ч. ведущие продуценты | ||||
США | 8,567 | 7,618 | 0,072 | 1,466 |
Бразилия | 6,920 | 5,260 | 1,668 | |
Аргентина | 7,181 | 2,507 | 4,561 | |
КНР | 9,840 | 11,109 | 1,319 | 0,052 |
Индия | 1,715 | 2,650 | 0,945 | 0,002 |
Крупнейшим мировым продуцентом и экспортером соевого сырья выступают США, второе место занимает Бразилия. В последние годы в мировой торговле соевым сырьем отмечается тенденция к уменьшению доли США, в то время как рыночная доля Бразилии устойчиво растет. Однако спрос на рассматриваемом рынке настолько динамичен, что расширять поставки удается как двум вышеназванным, так и другим экспортерам, поэтому, как утверждают эксперты “USDA”, острой конкуренции между поставщиками не возникает. Кроме того, основные отгрузки из Южной Америки осуществляются в межсезонье, что также смягчает конкуренцию, особенно между американскими и бразильскими экспортерами на китайском рынке. Если в США урожай сои убирается с сентября по ноябрь, уборочная кампания в Бразилии начинается в январе и достигает пика в конце марта. Существуют также различия в направлениях торговых потоков: для бразильских поставщиков, помимо КНР, главными рынками сбыта соевого сырья являются европейские страны, государства Ближнего Востока и Северной Африки; американские экспортеры концентрируют основное внимание на североамериканских и азиатских рынках. Такое разделение имеет исторические корни: с одной стороны, это преференциальный режим, на протяжении многих десятилетий связывающий страны ЕС с бывшими южноамериканскими колониями, с другой стороны, предпочтение, которое традиционно отдается соевым бобам из США на таких азиатских рынках, как Япония, Тайвань и Индонезия.
Аналогичная ситуация складывается в распределении рынков соевого масла и шрота между ведущими экспортерами. Бразилия поставляет эту продукцию преимущественно в ЕС, на Ближний Восток и в Северную Африку, тогда как США – в Северную и Центральную Америку и Азию. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)