С начала 90-х годов прошлого века мировая торговля соевыми бобами и их продуктами чрезвычайно быстро расширялась, и в настоящее время ее объем превышает экспортные показатели по пшенице – прежнему устойчивому лидеру международного рынка сельскохозяйственного сырья. В 2010/11 г. глобальное потребление соевых бобов достигло 252 млн. т, в то время как объем торговли вырос почти до 90 млн. т с менее чем 40 млн. в середине 90-х годов.

Увеличение потребностей в соевом сырье связано с динамично развивающимся во всем мире животноводством, для которого соевые бобы являются ключевым кормовым ингредиентом, а также с растущим спросом на пищевые растительные масла, обусловленным изменениями в структуре питания населения развивающихся стран. Еще одним фактором роста потребления соевых бобов, хотя и не таким весомым, как их кормовое и продовольственное использование, выступает спрос со стороны биотопливного сектора.

В географическом распределении потребления соевых бобов безусловным лидером является КНР, при этом ожидается, что, как и в течение всего последнего десятилетия, в ближайшие годы страна продолжит ориентироваться, прежде всего, на импорт цельных бобов для последующей переработки, в результате чего доля соевого масла и шрота в мировой торговле будет сокращаться. Согласно расчетам Министерства сельского хозяйства США (“USDA”), к 2020 г. глобальные импортные потребности в соевых бобах возрастут до 137 млн. т, почти на 45 млн. превысив уровень 2010/11 г.

Производство, потребление и торговля продукцией соевого комплекса отдельных стран в 2010/11 г., млн. т (по данным «USDA»)

  Производство Потребление Импорт Экспорт
Соевые бобы 264,180 251,579 88,465 92,420
В т. ч. ведущие продуценты        
 США 90,606 48,394 0,393 40,859
 Бразилия 75,500 39,233 0,037 29,951
 Аргентина 49,000 39,235 0,013 9,205
 КНР 15,100 65,950 52,339 0,190
 Индия 9,800 10,885   0,010
Основные импортеры 17,695 86,248 69,960 0,246
 КНР 15,100 65,950 52,339 0,190
 ЕС 1,048 13,495 12,465 0,055
 Япония 0,220 3,255 2,917  
 Россия 1,222 2,200 1,000 0,001
 Респ. Корея 0,105 1,378 1,239  
Соевый шрот 174,970 170,167 56,086 58,426
В т. ч. ведущие продуценты        
 США 35,608 27,467 0,162 8,259
 Бразилия 27,850 13,445 0,058 13,987
 Аргентина 29,311 0,719   27,615
 КНР 43,560 43,382 0,294 0,472
 Индия 7,660 3,105 0,006 4,635
Основные импортеры 57,267 82,418 26,329 1,178
 КНР 43,560 43,382 0,294 0,472
 ЕС 9,675 30,722 21,714 0,606
 Япония 1,591 3,804 2,208  
 Россия 1,708 2,181 0,455 0,028
 Респ. Корея 0,733 2,329 1,658 0,072
Соевое масло 41,228 40,998 9,196 9,501
В т. ч. ведущие продуценты        
 США 8,567 7,618 0,072 1,466
Бразилия 6,920 5,260   1,668
 Аргентина 7,181 2,507   4,561
 КНР 9,840 11,109 1,319 0,052
 Индия 1,715 2,650 0,945 0,002

Крупнейшим мировым продуцентом и экспортером соевого сырья выступают США, второе место занимает Бразилия. В последние годы в мировой торговле соевым сырьем отмечается тенденция к уменьшению доли США, в то время как рыночная доля Бразилии устойчиво растет. Однако спрос на рассматриваемом рынке настолько динамичен, что расширять поставки удается как двум вышеназванным, так и другим экспортерам, поэтому, как утверждают эксперты “USDA”, острой конкуренции между поставщиками не возникает. Кроме того, основные отгрузки из Южной Америки осуществляются в межсезонье, что также смягчает конкуренцию, особенно между американскими и бразильскими экспортерами на китайском рынке. Если в США урожай сои убирается с сентября по ноябрь, уборочная кампания в Бразилии начинается в январе и достигает пика в конце марта. Существуют также различия в направлениях торговых потоков: для бразильских поставщиков, помимо КНР, главными рынками сбыта соевого сырья являются европейские страны, государства Ближнего Востока и Северной Африки; американские экспортеры концентрируют основное внимание на североамериканских и азиатских рынках. Такое разделение имеет исторические корни: с одной стороны, это преференциальный режим, на протяжении многих десятилетий связывающий страны ЕС с бывшими южноамериканскими колониями, с другой стороны, предпочтение, которое традиционно отдается соевым бобам из США на таких азиатских рынках, как Япония, Тайвань и Индонезия.

Аналогичная ситуация складывается в распределении рынков соевого масла и шрота между ведущими экспортерами. Бразилия поставляет эту продукцию преимущественно в ЕС, на Ближний Восток и в Северную Африку, тогда как США – в Северную и Центральную Америку и Азию. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)