Резкое потепление вселило надежду в сердца российских производителей кваса. Продажи традиционно русского напитка находятся в прямой зависимости от температуры воздуха на улице, что убедительно продемонстрировали результаты последних лет. Аномально жаркое лето 2010 г., сопровождавшееся пожарами в Центральной России, озолотило квасников – спрос на напиток вырос на 60%, до 65 млн. дал. Даже лидеры рынка признавались, что их мощности с трудом справляются с ажиотажным спросом. И наоборот – прохладное лето прошлого года спровоцировало откат объемов производства на прежние рубежи. “Конечно, все в руках Господа Бога, – прокомментировал ожидания всей индустрии председатель совета директоров компании “Дека” (торговая марка “Никола”) Андрей Манский. – Трудно, конечно, ожидать повторения жары 2010 г., но мы рассчитываем, что рынок продолжит свой рост. Рекордные показатели двухлетней давности продемонстрировали потенциал нашей категории напитков”.

Помимо прогноза погоды производители с тревогой ждут новостей из Белого дома. Год назад после принятия поправок в закон “О госрегулировании алкогольного рынка” (171-ФЗ) квас формально попал под определение “алкогольный напиток”, как содержащий порядка 1,2% этилового спирта. Росалкогольрегулирование (РАР), впрочем, успокоило квасников, заверив, что квас и ряд других продуктов, таких как сырокопченые колбасы и кондитерские изделия, содержащих незначительное количество спирта, будут включены в список выведенных из-под алкогольного регулирования. Несколько месяцев назад РАР обнародовало проект подобного списка, однако производители кваса отмечают, что он до сих пор не был утвержден премьер-министром Путиным. “Если до 1 июля подпись премьера не появится под этим документом, квас автоматически станет алкогольным напитком, – заявил источник в “Очаково”. – Для нас это будет означать запрет рекламы, ограничение мест и времени продаж, значительное увеличение документооборота”. “Мы просто не сможем выдержать обязательства перед партнерами, – заявил гендиректор МПБК “Очаково” Владимир Антонов. – Как нам вести переговоры, заключать договоры, договариваться с ритейлерами?” По словам Антонова, под угрозой увольнения в связи с неопределенным статусом кваса находятся 1000 человек в Москве и 700 в регионах. Источник в РАР, впрочем, утверждает, что тревоги квасников напрасны. “Утверждению подобных документов предшествует определенная процедура, – заявил представитель ведомства. – Сейчас все формальные согласования уже пройдены и бумага находится на подписи в Белом доме”. Как удалось выяснить, производители кваса надеются на лучшее и готовят новинки к началу высокого квасного сезона. Лидеры рынка – “Очаково” и “Дека” останутся трендсеттерами в квасном маркетинге, уже подготовив для потребителей обновленные рекламные кампании и несколько новых продуктов. В то же время компания Coca-Cola, еще несколько лет назад активно продвигавшая собственный квасной брэнд “Кружка и бочка”, очевидно, разочаровалась в перспективах русского напитка. Как рассказал источник в компании, Coca-Cola второй год подряд не будет оказывать специальную маркетинговую поддержку своему квасу, сконцентрировавшись на основных продуктах. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)