Рост ВВП, доходов населения, розничной торговли и интереса потребителей к обработанным пищевым продуктам, а также товарам, отражающим стиль жизни, способствовал быстрому развитию упаковочной промышленности в Индии. Ее оборот составляет около $20 млрд. в год, увеличиваясь ежегодно в среднем на 15%.
Закрепиться на индийском рынке в качестве поставщика упаковочного оборудования хотят многие китайские компании, в связи с чем на недавней выставке в Дели они активно демонстрировали свою продукцию. “Yuanxu Packing Machinery” показала автоматы для обертывания пленкой грузов на поддонах, а также труб, катушек и шин. Продавая в Индии каждый такой автомат примерно за $3 тыс., указанная фирма смогла с 2005 г. создать пусть небольшую, но устойчивую клиентуру. Другая китайская компания – “Shenzhen Gurki Packaging Machine” – демонстрировала на выставке полный набор машин для сборки картонной тары и полуавтоматов для уплотнения картонных коробок. Компания работает на индийском рынке в течение двух лет, имеет 10 клиентов и сейчас выбирает для себя агента.
Участвовавшая в выставке фирма “Shenzhen Zhengxing Adhesive Product” сетует на то, что ее высококачественная клейкая лента для картонных коробок и другой упаковочной тары брэнда “Topbond” не может быть по достоинству оценена в Индии, ибо местные потребители при принятии решения о покупке руководствуются, прежде всего, уровнем цены. В этих условиях для компании легче продавать продукцию в Индонезии, Таиланде и Малайзии.
Приняли участие в выставке и индийские компании, импортирующие упаковочное оборудование из КНР, Тайваня и Республики Корея. Одной из них была “Swift Pack Packaging Systems”, закупающая машины для склеивания картонных коробок, обвязывания и герметизации, упаковки в усадочную и растягивающуюся пленку, а также оборудование для группового упаковывания и конвейерные системы. Фирма утверждает, что за 12 лет нахождения в данном бизнесе она создала в Индии достаточно широкую клиентскую базу.
Другая индийская компания – “Baishide Touch” – представила на выставке машины для производства бумажных стаканов и тарелок, а также нетканых пакетов, которые она ввозит из континентального Китая. Указанное оборудование китайской фирмы “Touch” пользуется в Индии значительным спросом. Несмотря на 27%-ную пошлину, оно достаточно конкурентоспособно по цене, и уже продано 200 машин для изготовления бумажных стаканов и тарелок и 300 машин для выпуска нетканых пакетов.
На бумагу и ассоциированные с ней материалы приходится 36% общего производства упаковки в Индии, пластмассы – 34%, стекло – 5%, металлы – 6%. Доля продовольствия и напитков в совокупном потреблении упаковочных материалов в стране составляет 85%, фармацевтических товаров – 10% и прочих – 5%.
В Индии на душу населения потребляется намного меньше обработанных пищевых продуктов, чем в государствах Запада, что тормозит рост упаковочной промышленности, слабее развита и автоматизация производства. С расширением указанного потребления ежегодный прирост выпуска упаковки в стране увеличится к 2020г. до 20-25%.
Примерно 25% внутреннего спроса на упаковочное оборудование в Индии удовлетворяется за счет импорта, который составляет около $150 млн. в год.
Крупнейшим игроком на рассматриваемом рынке является “Uflex”, единственная в Индии вертикально интегрированная компания, поставляющая поливиниловые волокна, упаковочные материалы и оборудование. Для обеспечения последним внутреннего рынка она заключила партнерское соглашение с “MRG Grafomac” (Италия), которая со временем перешла под ее полный контроль.
По заявлению индийской консультационной компании “Sanex Packaging Connections”, в стране не налажено производство очень многих видов упаковочных материалов и машин, прежде всего, для фармацевтической промышленности, продукция которой является важной экспортной статьей. Примерно 60% используемой этой отраслью упаковки ввозится из-за границы. Такие изделия, как крышки с защитой от вскрытия детьми и высокоточные ампулы, целиком импортируются. Вместе с “Haselmeier” (Швейцария) “Sanex” разработала “Insupen” – инсулиновые шприц-ручки, которые сделаны не из пластика, а из металла. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)