Восемнадцать лет обсуждения условий вступления России во Всемирную торговую организацию не прошли даром. Россия поставила абсолютный рекорд длительности переговоров по присоединению к ВТО. Завершившийся в ноябре переговорный процесс продолжался с перерывами 18 лет. Если политическое решение о присоединении принято окончательно и все документы будут ратифицированы российским парламентом в срок (а именно до июля будущего года), то по продолжительности “вступительного марафона” РФ обгонит прежних рекордсменов Китай (вступил в ВТО в 2001 г.) и Украину (в 2008 г., правда, сейчас собирается переторговывать условия членства) сразу на три года.

Можно с уверенностью утверждать, что Россия, подавшая заявку на вступление в ВТО, и Россия, стоящая сегодня на пороге членства в глобальном “торговом клубе”, – это две разные страны и две разные экономики. Степень открытости внутреннего рынка, если оставить за скобками спровоцированный кризисом и заявлявшийся как временный всплеск протекционизма 2009 г., существенно выросла. Российские производители второй десяток лет ведут упорную, кто удачную, кто почти безнадежную, борьбу с иностранными конкурентами, многие из которых плотно обосновались в РФ, за кошельки все более разборчивых потребителей.

Сегодня РФ существенно лучше готова к вступлению в высшую торговую лигу. Представители большинства отраслей, которых опросили в процессе подготовки этого обзора, были далеки от панических настроений. Да, конкуренция с импортом усилится, причем, что особенно тревожно, в тех секторах, которые переживают сейчас инвестиционный ренессанс (свиноводы, молочники, производители грузовиков и другие), но опускать руки никто не собирается. Напротив, российский бизнес намерен по максимуму использовать возможности ВТО на экспортных рынках, а также в части нетарифной защиты и поддержки внутреннего рынка. И надеется, что государство подключится к этой работе.

Одним из важнейших вопросов в марафоне переговоров о присоединении России к ВТО стало обсуждение допустимого уровня государственной поддержки сельского хозяйства. Окончательные цифры, к которым стороны пришли сегодня, это $9 млрд. в 2012-2013 гг. с последующим равномерным снижением до $4,4 млрд. в 2018 г. При этом эксперты поясняют, что реальный уровень поддержки сельского хозяйства в последние годы аккурат соответствует оговоренному на 2018 г. – $4-4,5 млрд. Что касается $9 млрд., то это своего рода пиковое значение. По словам Сергея Киселева, завкафедрой агроэкономики экономического факультета МГУ, консультанта на переговорах по ВТО, выдвигая эту цифру, российская сторона взяла за основу показатели 1993-1995 гг., а на этот период пришлось масштабное списание долгов сельскохозяйственных производителей, предпринятое перед выборами 1996 г., которое зачлось в суммарный объем поддержки. Дмитрий Рылько, директор Института конъюнктуры аграрного рынка, замечает, что единственный риск, возникающий при достигнутых по объемам поддержки соглашениях, обусловлен лишь возможными бюджетными ограничениями. Иными словами, сможет ли государство поднять уровень поддержки в ближайшие годы.

При этом следует помнить, что речь до сих пор шла только о так называемом янтарном ящике мер – то есть о мерах, непосредственно стимулирующих рост, искажающих условия торговли и производства, к ним относятся субсидии и ценовая поддержка. Между тем большое поле для маневра предоставляет так называемый зеленый ящик мер поддержки, в который входят программы, прямо не воздействующие на производство. В ВТО размер последних не оговаривается. В их число входят затраты на науку, маркетинг (если он не приводит к снижению цен), ликвидацию последствий стихийных бедствий, инвестиции в мелиорацию, строительство дорог, портовых терминалов, подведение электросетей, поддержка регионов, относящихся по определенным критериям к территориям с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства, и многое другое, связанное с формированием инфраструктуры аграрного сектора и совершенствованием среды деятельности производителей. Зеленый ящик предоставляет достаточно возможностей, и именно на него опираются сейчас страны – члены ВТО, заботящиеся о своем аграрном секторе. По мнению председателя правления “Союзмолоко” Андрея Даниленко, инструментами зеленой корзины нужно будет очень гибко и активно пользоваться. Сумеем – хорошо, не сумеем – российскому агробизнесу придется туго.

Наблюдатели уверены, что и прочие условия, связанные с государственной поддержкой сельского хозяйства, не должны создать особых проблем для аграрного сектора России. По настоянию Бразилии, одного из крупнейших мировых экспортеров мяса, опасающегося, что Россия сконцентрирует поддержку мясного производства, российская сторона согласилась, что поддержка производства одного вида продукции не должна превышать 30% от объема поддержки в целом. При этом, как утверждают специалисты, концентрация поддержки в РФ никогда не превышала 15-16%.

В агропродовольственном комплексе есть ряд наиболее чувствительных товаров, внутреннее производство которых может сильнее всего пострадать от либерализации торговых правил. Это те товары, которые сегодня лучше всего защищены тарифно-таможенным регулированием: мясо и мясопродукты, молочные продукты длительного хранения (сыры, сухое молоко, молочный жир), рис, сахар, сезонные овощи. Практически по всем эти товарам договоренности оказались не в пользу России. Особенно удивило участников рынка, что согласовывая с ними ряд компромиссов, переговорщики умалчивали об уже сделанных уступках. “Нас фактически вводили в заблуждение”, – говорит Сергей Юшин, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации. В рамках договоренностей объем квот на ввоз свинины, которые облагаются пошлиной, сократился незначительно – на 70 тыс. т (до 430 тыс. т), но внутриквотную пошлину в 15% обнулили. Представители рынка, участвовавшие в обсуждении размеров квот, согласились пойти на компромисс (изначально свиноводы настаивали на сокращении квоты до 300 тыс. т), не зная, что с даты присоединения к ВТО уровень пошлины на живых свиней (“живок”), ввозимых в Россию, снизится одномоментно в 8 раз – с 40% до 5%. Это означает, что в РФ немедленно повезут свиней на убой, объем завоза, вероятнее всего, будет даже выше рекордного 1 млн. голов (таким был объем в 2009 г. до введения пошлины в 40%), прогнозируют участники рынка. Кроме того, с 25% до 15% снижается пошлина на ввоз мясопродуктов – свиного шпика, субпродуктов и т. п. Вместе с импортом свинины в рамках квоты 430 тыс. т и сверх квот общий объем ввоза мяса свинины, включая “живок” и субпродукты, по прогнозам, будет сохраняться на уровне 1 млн. т в год. Прибавьте сюда птицу и говядину, и РФ преодолевает планку в 2 млн. т – примерно столько было импортировано мяса на российский рынок в 2010 г. Фактически Россия согласилась на сохранение тех объемов импорта мясных продуктов, что были и ранее, до 2019 г. (после чего все квоты вообще отменяются), но по ценам существенно ниже. В таких условиях дальнейшее развитие наиболее быстрорастущей сейчас отрасли – свиноводства – окажется под угрозой, считает Юшин: “Для производителей очевидно, что условия, на которых Россия договорилась вступить в ВТО, приведут к снижению доходов в свиноводстве у наиболее эффективных предприятий как минимум вдвое (с 30 руб. сегодня до 15 руб./кг). Соответственно, сроки окупаемости большинства построенных в последние годы свинокомплексов превысят 8 лет, а нередко поднимутся и до 10 и более лет. Бизнес-планы придется пересматривать, ведь они готовились в иных условиях ведения бизнеса”.

В качестве примера можно привести компанию “Русагро”, которая заморозила строительство свинокомплекса в Челябинской области с объемом инвестиций в 20 млрд. руб. “в связи с неясной рыночной ситуацией после присоединения России к ВТО”.

Не очень довольны договоренностями и молочники. По предварительной информации, на сухое молоко пошлины будут снижены с 25% до 15%, на сыры сама пошлина снижена незначительно, зато почти вдвое – ценовая планка, после которой пошлина не взимается. То есть российский рынок становится более доступным для недорогих сыров, составляющих основную конкуренцию национальным производителям.

Есть и другие вопросы, которые волнуют представителей молочной промышленности. Например, вопросы технологических регламентов и контроля качества – какие договоренности есть по этому поводу? Представители отрасли пока не в курсе, тем не менее многие моменты могут быть существенными, считает Андрей Даниленко: “По регламентам многих стран, входящих в ВТО, допускается наличие в молоке какого-то количества антибиотиков, например, более мягкие требования по микробиологии, по содержанию сухого молока и так далее. В нашей стране требования более жесткие, члены ВТО могут счесть, что они избыточны, и принудить их снизить. Мы не знаем, насколько по условиям ВТО существующие требования безопасности продукции могут быть оспорены импортерами”.

Сильно озабочены ситуацией рисоводы: защищающая отрасль пошлина, которая к последнему времени достигла 120 евро/т, будет снижена почти в 3 раза, до 45 евро. «К нам хлынет более дешевый и менее качественный рис, – прогнозирует Аркадий Злочевский, президент Зернового союза. – Достижения отрасли, которая благодаря защите выросла с 300 тыс. т риса в год до 1,2 млн. т (урожай этого года) и покрыла полностью свои внутренние потребности в круглозерновом рисе плюс даже начала что-то экспортировать, пойдут на спад”. Государству понадобится включаться в решение социальных проблем полумиллиона жителей Краснодарского края, которые живут на землях, не приспособленных ни для чего, кроме риса. Что касается остальных зерновых культур, то никаких преференций по поставкам их на мировой рынок членство в ВТО нам не дает», – отмечает Аркадий Злочевский. “Единственная гипотетическая возможность, – отмечает он, – о которой можно говорить, это, будучи уже членом ВТО, поднять вопрос об упразднении европейских квот на пшеницу Черноморского региона (в рамках этих квот РФ вынуждена конкурировать с Казахстаном и Украиной) и введении для нас отдельной страновой квоты, как это сделано для Канады. Впрочем, Евросоюз может и не пойти на это – общая региональная квота вполне легитимна”. (Эксперт/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)