За 10 лет потребительское поведение на украинском рынке подсолнечного масла в корне изменилось: доля разливного масла уменьшилась почти в 3 раза. Об этом свидетельствуют данные потребительской панели домашних хозяйств GfK Ukraine. Если 10 лет спустя украинцы при покупке подсолнечного масла, бесспорно, предпочитали разливное неочищенное масло (оно занимало 81% рынка в 2001 г.), то последние два года его доля не достигает и трети рынка масла. Безусловным лидером стало рафинированное масло: его доля выросла с 16% в 2001 г. до 60% в первом квартале 2011 г. Хотя масло в бутылках в Украине выпускает более 100 производителей, первая десятка игроков занимает почти две трети рынка. Последние годы за лидерство борются две мощные компании – Кернел (ТМ: Щедрый Дар, Чумак, Стожар и др.) и Bunge (ТМ: Олейна, Розумница и Золотая капелька). Следующая группа игроков, в которую входят “Укролия” (Диканька, Диканский хуторок, Маслынка и др.), Олияр (Майола), Пологовский маслоэкстрационный завод (Славия) и Виктор и К (Королевский вкус), тоже занимают хотя и меньшую по сравнению с лидерами, но существенную долю рынка. Мощную конкуренцию маркам производителей составляют собственные марки торговых сетей (так называемые “private label”). В частности, это такие марки как “Премия”, “Фуршет”, Bon Vie, “Добрый кухар”, Eurogroup, “Семерка”, Natura Verde, Aro и многие другие, доля которых постоянно растет. Если в целом в Украине в 2010 г. собственные марки занимали 6% рынка масла, то в Киеве они выиграли 14% рынка, а в Одессе, каждая четвертая купленная в 2010 г. бутылка масла принадлежала к “private label”. (ПроАгро/Пищепром Украины)