По данным “Анализа рынка водки и ликероводочных изделий”, подготовленного BusinesStat, предложение водки и ликеро-водочных изделий в России падало с 2006 по 2010 гг. в среднем на 5% в год. В 2010 г. предложение составило 1,93 млрд. л, что на 463 млн. л меньше показателя 2006 г. Розничные продажи водки и ЛВИ в России также демонстрируют отрицательную динамику на протяжении последних пяти лет. С 2006 по 2010 гг. продажи упали на 15% – с 1,97 млрд. л до 1,67 млрд. л. Падение продаж до 2009 г. было связано с расширением ассортимента спиртных напитков и смещением предпочтений населения. По мере роста доходов потребители все чаще выбирали “статусные” напитки – коньяк, виски, брэнди. Однако с наступлением кризиса сокращение потребления водки и ЛВИ остановилось. В пересчете на спирт водка и ЛВИ дешевле дорогих аналогов, что является важным преимуществом водки для значительной доли потребителей. С 2007 г. Россия является чистым экспортером водки и ликеро-водочных изделий. Расширение ассортимента отечественного производства позволило частично вытеснить импорт и выйти на чистый экспорт водки и ЛВИ. В 2010 г. объем экспорта водки и ЛВИ из России составил 90,2 млн. л, превысив объем импорта на 30,1 млн. л. Крупнейшими экспортерами водки из России являются Самарский комбинат “Родник”, ликеро-водочный завод “Топаз” и СПИ РРВК. Доля вышеперечисленных компаний в общем объеме экспорта составляет 70,5%. Лидерами-импортерами водки в Россию являются ДП “Имидж Холдинг”, Nemiroff и Национальная водочная Компания. На их долю приходится 85% от общего объема импорта. (РБК/Пищепром Украины)