По мнению старшего аналитика компании “eFeedlink” Дж. Брукса, на рынке сельскохозяйственной продукции стран азиатского региона в долгосрочной перспективе ожидаются заметные перемены. В настоящее время важнейшими участниками указанного рынка можно считать Китай и Таиланд. При этом Китай является основным источником спроса на сельскохозяйственную продукцию, производимую в странах Азии, а Таиланд выступает в качестве наиболее активного в регионе проводника инновационной политики. Как полагает Дж. Брукс, в будущем будет повышаться значение стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) как все более крупного потребителя сельскохозяйственной продукции. Это связано с тем, что из-за снижающейся эффективности использования пахотных земель в этих странах они вынуждены неуклонно наращивать импорт продовольствия. В качестве примера аналитик назвал Вьетнам, который в течение ближайших 20 лет может стать вторым мировым импортером соевых бобов, обогнав Японию. Кроме того, торговля такими продуктами, как кукуруза и рыбная мука, растет опережающими темпами по сравнению с производством продовольствия или поголовьем домашнего скота.

По мнению Дж. Брукса, Китай может в будущем бросить вызов Таиланду как региональному лидеру в области проведения инновационной политики. Успехи Таиланда в указанной области в свое время были в значительной степени связаны с созданием крупных сельскохозяйственных объединений, таких, как “CPF” и “Betagro”. Деятельность этих организаций позволила стране начать поставки мясной и рыбной продукции на рынки промышленно развитых стран, включаю ЕС и Японию. Вполне вероятно, что по аналогичному пути пойдет и Китай. В настоящее время в стране активно проводится реформирование отрасли, занятой производством мяса домашней птицы, что косвенно затрагивает предприятия, выпускающие все виды мяса. Как сообщила газета “Nation”, экспорт продовольственной продукции из Таиланда, по прогнозам, вырастет в 2011 г. в стоимостном выражении лишь на 2,5% и составит 810 млрд. бат (20,3 млрд. евро). Основными причинами столь скромного роста являются укрепление национальной валюты, ограниченность сырьевых запасов и высокая себестоимость продукции. В 2010 г. стоимость экспорта выросла на 4,7% – до 790 млрд. бат (19,8 млрд. евро). В то же время, по информации “Thai Broiler Processing Exporters Association”, поставки на мировой рынок одной из основных статей экспорта Таиланда – курятины – увеличатся в 2011 г. более значительно – на 12% и достигнут 430 млн. бат (10,8 млрд. евро). (БИКИ/Пищепром Украины)