С 2014 г. “Азбука вкуса” начнет продавать в магазинах мраморную говядину собственного производства. Компания приобрела 450 голов крупного рогатого скота, в планах увеличение поголовья стада до 3 тыс. Инвестиции в проект уже составили 150 млн. руб. Это технологически сложный бизнес: Андрон Кончаловский и его жена Юлия Высоцкая потеряли на выращивании элитных бычков свыше 120 млн. руб.
Уже через месяц “Азбука вкуса” завершит строительство комплекса в Калужской области, где будут содержаться 450 голов (купленных в Тверской и Тульской областях) крупного рогатого скота породы абердин-ангус. Об этом рассказал пресс-секретарь компании Андрей Голубков. Инвестиции в проект уже составили 150 млн. руб. собственных средств. По словам Андрея Голубкова, в перспективе ритейлер намерен купить еще 1 тыс. голов, но уже импортной породы “голловей” (Шотландия), в конечном результате поголовье должно быть увеличено до 3 тыс. В планах сети привлечь в проект фермеров, другие подробности этого сотрудничества не раскрываются.
Мраморная говядина – говядина с прожилками жира, который растапливается при термической обработке, что придает мясу сочность – в магазинах сети начнет продаваться с 2014 г. Месячные продажи оцениваются в 10-30 т. В сети уверяют, что стоить это мясо будет в два раза ниже (при отпускной цене до 1,5 тыс. руб.), чем аналогичное по качеству новозеландское мясо. “Азбука вкуса” надеется за счет этого проекта увеличить выручку в категории охлажденного мяса на 40% (сейчас в структуре всей выручки на нее приходится 5%). В день ритейлер намерен забивать два-три быка, часть мяса будет использована для производства пельменей и другой продукции. Группа “Азбука вкуса” создана в 1997 г.. Включает сеть одноименных премиальных супермаркетов – 55 магазинов в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге площадью от 900 до 2 тыс. кв. м каждый. Компанию контролируют ее основатели Максим Кощеенко и Олег Лыткин (их совокупная доля равна 50,1%). До 43% акций у экс-владельца Экспобанка Андрея Вдовина, Кирилла Якубовского и Питера Хамбро через V.M.H.Y. Holdings Limited. Оставшиеся бумаги распределены между менеджментом. Выручка ритейлера в 2012 г. (финансовый год закончился 31 марта 2013 г.) составила 26 млрд. руб. без НДС.
Желание самостоятельно заниматься выращиванием мясной породы коров в “Азбуке вкуса” объясняют тем, что в России мало хорошего говяжьего мяса: “Мы можем обеспечить свои магазины свининой и птицей, но вот с говядиной дела обстоят хуже”,- говорит представитель компании. Действительно, в России производителей мраморной говядины не так много. Крупнейшим игроком этого сегмента является “Мираторг”, построивший 16 ферм по разведению породы абердин-ангус в Брянской области. В планах компании в следующем году открыть еще 33 фермы на 250 тыс. животных, инвестиции в которые оцениваются в 24 млрд. руб. (свыше $720 млн.). Также известна в этом сегменте липецкая “Албиф”, входящая в агрогруппу “Зерос”. Компании принадлежит 5 тыс. голов, в планах группы за несколько лет довести поголовье до 20 тыс., на что потребуется до $50 млн. Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин считает, что “Азбука вкуса” пока до конца не осознает всю сложность этого бизнеса. “Где конкретно будет происходить убой с соблюдением всех санитарных норм, куда компания будет девать кровь животных, шкуры и биологически опасные отходы?” – спрашивает эксперт. Более того, по его словам, совершенно экономически невыгодно забивать по два-три быка в день: получается высокая себестоимость продукции, плюс к этому на все магазины этих объемов не хватит. Бизнес по выращиванию бычков элитных пород есть у Андрона Кончаловского и его жены Юлии Высоцкой, но, по оценкам Продюсерского центра Кончаловского, общие потери по нему уже составили более 120 млн. руб. Выращивание мяса не первый опыт “Азбуки вкуса” в роли производителя. С 2011 г. компания развивает свой молочный проект, инвестиции в которой составили 65 млн. руб. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)