Шотландское правительство подталкивает свободолюбивых горцев к отказу от дешевого алкоголя. Семь судей Верховного суда Великобритании после анонимного голосования признали за Шотландией право ввести минимальные цены на алкоголь. Правительство британского севера пять лет вело судебную войну против шотландского и европейского алкогольного лобби, пытающегося предотвратить введение системы алкогольных очков, на основе которой впервые в мире будет устанавливаться минимальная цена на алкогольную продукцию. Шотландия стала седьмым государством после Украины, Канады, Молдовы, Узбекистана, России и США (некоторые штаты), где правительство регулирует нижний порог цены на алкогольные напитки. Но в отличие от перечисленных стран шотландская система уникальна и ранее нигде не использовалась: цена алкоголя зависит только от градуса напитка.
Алкогольная математика
Система алкогольных очков, или в оригинале minimum unit pricing (MUP), проста, как задачка по арифметике для второго класса. Объем алкоголя в бутылке умножается на его градус, результат умножается на 50 пенсов – и получаем минимальную цену. В качестве примера: бутылка виски 0,7 л умножается на 40 (градусов), получаем 28 очков; очки умножаются на 0,5 фунта, получаем 14 фунтов за бутылку. То есть нельзя продавать виски по цене ниже этого порога.
Примечательно, что в Шотландии практически нет виски дешевле 14 фунтов. В специализированных виски-шопах цена начинается от 30 фунтов. На британском Amazon можно найти экземпляры по 13 фунтов (медовый Jim Beam, например), но выбор в этом минимальном ценовом сегменте чрезвычайно скудный.
Такова суть системы: она не повышает стоимость крепкого алкоголя верхнего и среднего ценового сегмента, но значительно увеличивает цену крепкого дешевого алкоголя.
С введением новых правил цена наиболее популярного среди шотландцев четырехбаночного пакета крепкого пива поднимается с 3,6 до 4,4 фунта, пол-литра забористого 8%-ного эля будет стоить не меньше 2,2 фунта (сейчас можно купить за 1,4 фунта). Значительно вырастет в цене бутылка/банка ядреного сидра, проспиртованных энергетиков и прочей крепкой и дешевой радости. Именно эта категория напитков, как посчитали в шотландском правительстве еще семь лет назад, является главной причиной роста алкоголизма и смертности от алкоголя в стране.
Алконация
В Шотландии, как и в Украине, человека непьющего считают или больным, или подозрительным. Согласно исследованию (Scottish Social Attitudes Survey 2013) 44% шотландских трезвенников сталкивались с “алкодискриминацией”, когда сограждане открытым текстом заявляли, что их трезвая позиция “странная”, “идиотическая” и т. д. Всего 16% шотландцев (850 тыс. чел.) не употребляют алкоголь. При этом четверть жителей страны убеждены, что “напиться – это самое лучшее, что можно сделать на выходные”. Хотя 89% шотландцев считают, что алкоголь наносит очень много вреда и является большой проблемой в Шотландии.
В 2016 г. в шотландском королевстве было зафиксировано 1265 смертей, непосредственно связанных с алкоголем (+10% по сравнению с 2015 г.). В основном умирают люди в возрасте 45-59 лет: данная возрастная когорта удерживает лидерство по алкогольной смертности с 1979 г. Ежегодно проходят клиническую реабилитацию около 45 тыс. человек.
Пристрастие граждан к алкоголю обходится шотландскому правительству в 3,7 млрд фунтов в год прямых и косвенных убытков, связанных с ростом расходов на здравоохранение, криминальным ущербом, финансированием дополнительных социальных программ и снижением производительности труда.
Бой благородного горца
В 2012 г. правительство Шотландии приняло решение вмешаться в ситуацию с растущим уровнем алкозависимости и предложило ввести контроль минимальной цены на алкоголь на основе системы очков. Инициатива была оформлена в соответствующий законопроект. Идею на корню пытались зарубить ассоциации производителей алкоголя, настаивая, что новая система очков нарушает европейские законы в части свободной торговли и сельского хозяйства. Дело было передано в Верховный гражданский суд Шотландии, который в 2014 г. перенаправил его в высшую судебную инстанцию Европейского Союза для оценки законопроекта на предмет соответствия европейским законам.
Суд в Люксембурге нашел несоответствия как минимум по трем статьям, но, поскольку шотландцы преследовали благородную цель, не стал выносить окончательного вердикта и вернул дело обратно в Глазго.
Оттуда дело ушло в Верховный суд Британии, который 15 ноября вынес свой вердикт: правительство Шотландии вправе применять “приемлемые меры для достижения легитимной цели”. Дело закрыто.
Очки и акциз
Еще на этапе рассмотрения легитимности законопроекта в Европейском суде судьи рекомендовали шотландцам не прибегать к экспериментальным схемам и поступить в соответствии с уже существующими практиками: повысить цены на алкоголь за счет увеличения налоговой ставки, будь то акциз, НДС или другой налог. Этого хотело и алкогольное лобби. Чтобы не выглядеть совсем уж циничными демонами, лобби соглашалось с идеей введения минимальной цены на алкоголь, используя доступные налоговые рычаги.
Но алкогольные очки (MUP) – это не налог; максимум его можно считать квазиналогом, так как он оказывает эффект только в определенном ценовом сегменте товара. Напротив, повышение акциза или НДС поднимает цену алкоголя на рынке пропорционально новой ставке. В этом случае производители ропщут, но подстраиваются под измененную налоговую ставку, единую для всех. MUP же бьет только по тем, кто специализируется на производстве и продаже крепкого дешевого алкоголя.
MUP возник как побочный практический метод, созданный на основании трех научных теорий, исследовавших рациональность принятия решений в сложных системах. Университет Шеффилда на основании этих теорий разработал специальную модель, которая позволяла проводить расчеты по двум направлениям. Первое – эконометрический анализ эффекта изменения цены разных алкогольных напитков на объем их потребления. Второе – взаимосвязь потребления алкоголя с разными типами вреда (ущерба). Смоделировав различные ситуации, ученые университета пришли к выводу, что, внеся коэффициент в 50 пенсов в формулу определения минимальной цены алкоголя, можно достичь следующих результатов: уменьшение на 1,3% общего потребления алкоголя и на 4,7% среди наиболее уязвимой группы – мужчин за 40 лет. Также MUP ежегодно сокращает на 4,3% количество смертей, связанных с алкоголем, на 2,5% затраты на медицинское обслуживание, на 2,4% количество преступлений в состоянии алкогольного опьянения, на 2% случаев игнорирования работы по причине абстинентного синдрома.
Теоретические расчеты были перепроверены на статистике двух канадских провинций, где использовалась практика установления минимальной цены на алкоголь.
Например, данные из провинции Саскачеван, где коэффициент колебался от 40 до 60 пенсов, показали, что уровень потребления алкогольных напитков сократился на 8% (по сравнению с периодом, когда не действовала минимальная цена).
MUP дает конкретный результат, и именно поэтому шотландское правительство решило применить метод на практике даже в ущерб производителям. Новая система будет действовать без изменений следующие шесть лет, после чего будет произведена оценка ее эффективности.
Украинский путь
Бутылка 0,7 л дешевой водки в украинских супермаркетах стоит 110-120 грн. Этой цены достаточно, чтобы определить, какое значение коэффициента должно быть заложено в формулу минимальной цены – 4 грн (0,7 л умножить на 40 градусов и на 4 грн, получим 112 грн). При таком коэффициенте цена на водку останется прежней, но значительно изменится стоимость дешевого крепкого алкоголя. Двухлитровая бутылка крепкого пива с вместимостью алкоголя 8% стоит сейчас 39 грн, по шотландской схеме она бы стоила 59 грн. Пол-литровая банка самого дешевого крепкого сидра/энергетика вырастет с минимум 17 грн до 22 грн.
В августе украинское правительство в очередной раз подняло минимальную цену на алкогольную продукцию, установив нижнюю планку для 0,5 л водки на уровне 79,55 грн (+8%) и трехзвездочного коньяка на уровне 119 грн (+6%). “На сегодня размер минимальных цен не соответствует реальным затратам субъектов хозяйствования на производство и реализацию алкогольных напитков”, – говорится в выводе правительственных экспертов.
Следует отметить, что политика повышения цены (минимальная цена поднималась в августе 2017 г. и в ноябре 2016 г.) также приносит свои плоды: прослеживается четкая тенденция к сокращению производства алкоголя. Согласно данным Госстата, выпуск водки в 2016 г. сократился на 1,8 млн дал (по сравнению с 2015 г.), коньячных напитков – на 0,8 млн дал, наливок – на 2,2 млн дал. Но стали ли при этом украинцы пить меньше? Открытой и адекватной статистики по потреблению разных видов алкогольной продукции в Украине нет. Как и нет заслуживающих доверия глубоких исследований по ситуации с алкоголизмом в стране.
К 0,7 л выпитой водки гарантированным бонусом прилагается бодун. Но зачем тратить больше: за эти деньги можно получить четыре бодуна, купив четыре раза по двухлитровому мицному. Неподтвержденные цифрами наблюдения подсказывают, что вектор народной реакции на поднятие минимальных цен на алкоголь в Украине движется в сторону переориентации на дешевый алкоголь. И тут свободолюбивым украинцам как раз могли бы пригодиться шотландские методы заботы о здоровье. (Укррудпром/Пищепром Украины)