Общеизвестный факт: любые ограничения свободы бизнеса ведут к неуклонному увеличению способов нелегального распространения контрафактной продукции.
Подобным образом обстоит ситуация и с таможенными ограничениями и квотами: чем больше государство в лице конкретных таможенников пытается контролировать ситуацию с оборотом товаров на границе, тем прочнее становятся коррупционные риски, а уровень преступности растет (подробнее см. на сайте).
Самый известный пример – период “сухого закона”, действие которого регулировалось отдельной 18-й поправкой Конституции США с 1920 г. по 1933 г. Масштабы преступности, выросшей на контрабанде контрафактного алкоголя из соседних Мексики и Канады, тогда стали настоящей угрозой национальной безопасности США.
Все попытки обуздать один из самых прибыльных в то время видов бизнеса путем жестких действий федеральных органов правопорядка ни к чему не привели. Тогда, в 1933 г., американские политики предугадали в подобных процессах растущую угрозу всем институтам власти и демократии, и отменили “сухой закон”.
В 21 веке у государственных чиновников гораздо больше инструментов и возможностей для борьбы с контрабандной и контрафактной продукцией.
Очень важно, декларируя желание побороть данные явления на наивысшем уровне, изменить сам подход к данной проблеме.
Пока что Кабинет министров и Государственная фискальная служба очень осторожно относятся к любым нововведениям в системе учета алкогольной продукции.
Премьер-министр решил пойти старым способом в вопросе борьбы с контрабандой и объявил о создании так называемой “черной сотни” в структурах ГФС. Очевидно, фискальные проверки, основанные на жестких репрессивных методах – не самый эффективный способ побороть коррупцию.
В самой ГФС пока что лишь заявляют о намерениях изучить инициативы по созданию систем электронного мониторинга подакцизной продукции.
По словам главы ГФС Романа Насирова, для введения окончательных мер по созданию автоматизированной системы контроля над оборотом подакцизных товаров необходимо еще 2-3 месяца. А пока что ГФС работает над “проведением комплексных оперативно-профилактических мероприятий для выявления контрафактной продукции”. По данным ГФС, за первые месяцы 2016 г. всего из незаконного оборота было изъято подакцизных товаров на более чем 200 млн. грн., а также были ликвидированы 46 подпольных цехов по изготовлению алкоголя.
Следует отметить, что правительство уже более года планирует официально ввести электронные акцизные марки.
В частности, в 2015 г. подобная система позитивно зарекомендовала себя в учете табачных изделий. Табачные компании в тестовом режиме использовали электронные акцизные марки, и результат оказался более чем впечатляющим. По данным ГФС, за январь-март 2015 г. объем уплаченного акциза с табачных изделий вырос на 18,5%, или почти на 700 млн. грн.
По данным экспертов, более половины рынка алкоголя в Украине находится в “тени”. Из-за невозможности эффективного контроля со стороны государства бюджет ежегодно теряет колоссальные средства.
По самым скромным подсчетам, в 2014-2015 гг. из-за контрафактной продукции и контрабанды алкоголя украинский бюджет не досчитался около 20 млрд. грн. налоговых поступлений.
Данная проблема требует системного подхода в ее решении.
Электронные акцизные марки – только ее часть. И об этом IT-сообщество упоминало уже не раз: системы фискального мониторинга подакцизной продукции существуют несколько лет и уже доказали свою эффективность во многих странах ЕС. С чего необходимо начать?
Во-первых, необходимо создать систему идентификации товаров – так называемый “Банк паспортов”.
Во-вторых, внедрить уже упоминаемую маркировку контрольными знаками – электронные акцизные марки.
В-третьих, оборудовать торговые точки по продаже алкогольной продукции необходимым оборудованием и программным обеспечением – чтобы система могла идентифицировать, является ли конкретный товар контрафактом, или с него будет уплачен налог.
Наконец, необходимо обеспечить необходимым программным софтом всех потребителей, которые желают на своих гаджетах в режиме реального времени проверить конкретную продукцию на предмет наличия у нее необходимой лицензии на реализацию.
Подобный шаг автоматически увеличит армию проверяющих органов в миллионы раз, ведь каждый заинтересованный гражданин сможет проверить продукцию и сообщить властям о случаях продажи контрафактных товаров.
Такой шаг приведет к тому, что продавать подделки будет невыгодно ни в одном из магазинов, а производить подобную продукцию просто потеряет всякий смысл. “Договориться” будет просто не с кем, ведь электроника взяток не берет, а подкупить миллионы ответственных граждан – просто невозможно. Тем более что на кону у многих потребителей не только желание купить подешевле, но и реальные опасения за свое здоровье.
Ведь не секрет, что поддельная продукция часто не соответствует качеству, и отравление таким алкоголем ведет к серьезным последствиям для организма». (Татьяна Воляр, директор IT-компании QB-Technology, Epravda.com.ua/Пищепром Украины и мира)