После существенного сокращения производства на протяжении последних четырех лет и заметного снижения экспорта в 2019 году рынок табачных изделий по итогам первой половины нынешнего года вышел на стабильный режим.
Если судить сугубо по статистическим данным, то можно даже предположить, что рынок подает надежды на восстановление, ведь производство табачных изделий за первые пять месяцев выросло на 0,9%, а экспорт за полгода — на 9,5%. За январь-май Украина произвела, по данным официальных органов, 25,5 млрд сигарет, а на внешние рынки отгрузила 13,7 тысяч тонн табачных изделий.
Вот только участники рынка не совсем согласны с такой оценкой ситуации. Во-первых, еще в апреле, подводя итоги первого карантинного месяца, дистрибьюторская компания “Тедис Украина” заявляла, что рынок сигарет в Украине за март сократился на 5-7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тогда же компания прогнозировала, что по году будет 10%-ное сокращение потребления.
А во-вторых, международная производственная компания “Бритиш Американ Тобакко Украина” утверждает, что в июле украинский рынок показывает естественное снижение, что это общемировой тренд и что аномальных всплесков или падений, связанных с пандемией, не наблюдается. Уточнив, что собственно “БАТ Украина” работает в рамках утвержденного годового плана производства и в целом реализует поставленные на год цели.
Частичное расхождение статданных и экспертных оценок имеет логичное пояснение: объемы производства приблизительно прежние, но часть произведенного активнее отправлялась на экспорт, а внутреннее потребление незначительно сократилось (импорт практически отсутствует). Но с учетом роста цен на сигареты в стране и увеличения валютной выручки экспортеров совокупные доходы участников рынка выходят на запланированные уровни. Например, компания “Филип Моррис Украина” закончила 2019 год, судя по ее годовому отчету, с прибылью 2,6 млрд грн. Кстати, цены на табачные изделия в Украине, согласно официальной статистике, выросли за первые шесть месяцев нынешнего года на 21,6%, а совокупная таможенная стоимость экспорта данной продукции за этот же период — на $11,1 млрд, или на 8,1% (против показателей за январь-июнь 2019-го).
Наряду с вопросами пандемии сейчас производителей и дистрибьюторов табачной продукции крайне беспокоят проблемы взаимоотношений с властью. Только по одному решению Антимонопольного комитета Украины девять крупнейших участников рынка за так называемые антиконкурентные согласованные действия обязаны уплатить более 6,5 млрд грн штрафов. Табачники вину не признают. Тяжба длится уже почти 10 месяцев.
Наряду с вопросами пандемии производителей и дистрибьюторов табачной продукции крайне беспокоят проблемы взаимоотношений с властью
Во второй половине июля ряд компаний, обвиняемых в нарушении конкурентного законодательства, получили отказы Хозяйственного суда Киева в удовлетворении встречных исков к АМКУ о неправомерности штрафов. Но на этом компании не останавливаются. В частности, “Империал Тобакко Юкрейн” заявила, что уже подала апелляцию на решение Хозсуда и намерена защищать свои права в судах высшей инстанции и международном инвестиционном арбитраже. Генеральный директор “Империал Тобакко Юкрейн” Растислав Чернак заявляет, что решение суда первой инстанции в пользу АМКУ стало большим разочарованием для компании и всех международных инвесторов в Украине. Оплату штрафа в размере 460 млн грн в пользу АМКУ компания пояснила исключительно стремлением предотвратить начисление дополнительной пени и избежать дальнейшего давления на свою операционную деятельность со стороны антимонопольщиков.
“Бритиш Американ Тобакко Украина” тоже рассматривает детали подобного судебного решения об отклонении иска к АМКУ и заявляет, что в ближайшее время намерена подать апелляцию. Помимо судебной тяжбы с АМКУ эта компания крайне озабочена угрозами представителей законодательной власти в Украине в отношении “БАТ Украина”. “10 июля 2020 года группа народных депутатов во время заседания рабочей группы по вопросам выполнения условий меморандума между правительством и производителями табачной продукции призвала к национализации компаний ВАТ в Украине. Мы приняли решение не оставлять подобные заявления без должной реакции и обратились к президенту, председателю Верховной Рады и премьер-министру с просьбой пояснить такие призывы к национализации”, — рассказывает начальник отдела по работе с государственными органами “БАТ Украина” Юрий Рылач.
Он напомнил печальные страницы истории развития в Украине табачного рынка: “Прилукская фабрика за свою историю уже пережила одну национализацию. Это произошло ровно 100 лет назад — 13 июня 1920 года. Большевики отобрали фабрику у ее владельцев, часть из них были расстреляны, остальным удалось спастись в Европе. По удивительному стечению обстоятельств в ХХІ веке в современной европейской стране снова заговорили о национализации”.
“Мы надеемся на взвешенную государственную позицию президента Украины и на то, что высказывания отдельных народных избранников являются лишь их собственными размышлениями о печальных страницах истории Украины”, — от имени компании заявляет представитель “БАТ Украина”.
Генеральный директор ассоциации “Укртабак” Валентина Хоменко считает, что на международных производителей табачных изделий в Украине осуществляется систематическое давление, и выражает обеспокоенность возможными чрезвычайно негативными последствиями для табачного рынка и госбюджета страны. По ее мнению, под угрозой оказались легальные поставки табачной продукции 7 млн потребителей в Украине и могут быть созданы условия для беспрецедентного роста нелегальной торговли табачными изделиями.
В этой ситуации возникает резонный вопрос насчет экспорта: не является ли столь пристальное внимание крупнейших производителей табачной продукции в Украине к внешним рынкам прямым следствием напряженных отношений с официальной властью в стране? Как бы то ни было, но экспортная совокупная выручка табачников растет и, по итогам первой половины 2020 года, достигла $210 млн, из которых $147,9 млн приходится непосредственно на готовые изделия — сигареты, сигары и сигариллы.
В нынешнем году отечественные табачники открыли новые рынки, крупнейшим из которых оказался австралийский
Главным внешним потребителем украинской табачной продукции в нынешнем году стала Япония (в прошлом году в этом статусе была Грузия, опустившаяся сейчас на вторую позицию), на которую уже приходится почти 34% от валютной выручки за всю украинскую табачную продукцию, при том что в 2019-м этот показатель не дотягивал и до 22%. Суммарная таможенная стоимость экспорта украинских табачных изделий в Японию за первые два квартала нынешнего года достигла $49,6 млн, что на $18,4 млн больше, чем годом ранее. Табачные изделия стали основной экспортной позицией Украины в Японию и второй в товарообороте двух стран (после продукции автомобильной промышленности). Причем почти 86% японской табачной выручки приходится именно на сигареты.
Открыли в нынешнем году отечественные табачники и новые рынки, крупнейшим из которых оказался австралийский. Если за предыдущие три года в Австралию не поступило ни одной сигареты из Украины, то за первое полугодие 2020-го, по данным Гостаможслужбы, этот рынок уже принял украинской продукции на $0,57 млн. Повысился также уровень “гостеприимства” на Филиппинах, в Армении, Марокко и еще более чем в 30 странах.
Расширился экспорт в 2020 году и у “БАТ Украина”. Сейчас компания поставляет свою продукцию в Беларусь, Армению, Грузию, Молдову, Азербайджан, Узбекистан, Польшу, Венгрию, Румынию, Хорватию и Нидерланды (для сети Duty Free крупнейших аэропортов мира). Но расширение не связано с пандемией и карантинными ограничениями. Это стало результатом кропотливой и продолжительной работы по планированию производства и поставок, поясняют в компании.
“Когда осенью 2019 года после принятия Верховной Радой закона №1049 о введении фиксированной торговой маржи мы были вынуждены остановить производство в Прилуках более чем на месяц, это могло негативно сказаться на заключении новых экспортных контрактов. Экстренно найти свободные объемы на других фабриках практически невозможно, потому как все они связаны долгосрочными контрактами со своими партнерами. Мы понесли значительные убытки от месячного простоя и очень хотим, чтобы подобные негативные явления в Украине больше не повторялись”, — заявляет Юрий Рылач и резюмирует, что для заключения выгодных экспортных контрактов необходима прозрачная, прогнозируемая и стабильная фискальная и регуляторная политика в Украине.
Крупнейшие налогоплательщики табачной отрасли
Весной этого года компания назначила нового генерального директора Костаса Сальвараса, который сменил на этой должности Михалиса Александрикиса. Новый топ-менеджер продолжит расширение товарной категории со сниженным риском (IQOS). Компания увеличила чистую прибыль за 2019 год на 20%, до 2,6 млрд грн.
В 2019 году компания выпустила на украинский рынок инновационный никотиносодержащий продукт — никотиновые подушечки под маркой VELO. Украина стала 14 рынком в мире, на котором ВАТ запустила свой инновационный продукт. В марте 2020 года на глобальном уровне ВАТ представила обновленную корпоративную стратегию, цель которой — снижение негативного влияния бизнеса на здоровье, предлагая продукты, которые доставляют удовольствие с меньшим риском.
В ноябре 2019 года компания начала продажи Logic Compact — современного электронного испарителя со сменными картриджами. За прошлый год фабрика в Кременчуге экспортировала продукции более чем на $143 млн. Доля рынка компании в Украине достигла 22%.
В 2019 году компания инвестировала в производственную базу $2,5 млн. Как результат, объемы экспортных поставок в прошлом году выросли на 32%, по сравнению с предыдущим годом. На июль 2020-го доля продукции, производимой на экспорт, составляет 50% в общем объеме производства компании.
Национальная логистическая структура компании насчитывает 32 региональных структурных подразделения, розничная торговая сеть состоит более чем из 50 тыс. точек продаж по всей территории Украины. Табак — основной продукт в портфеле компании, его доля составляет 95%. Кроме того, компания продает товары, сопутствующие табаку: спички, зажигалки. (Дело/Пищепром Украины)