Беседуя с экспертами и представителями табачных кампаний, журналисты выяснили, что, несмотря на общий запрет на рекламу табачных изделий, с 1 января в торговых точках разрешено: размещать оборудование для хранения и выкладки сигарет; размещать табачные изделия в торговой точке, в том числе, в оборудовании; указывать цену на табачные изделия; информировать потребителя о табачных изделиях. Также разрешается использовать рекламные материалы, предназначенные исключительно для продавцов.
В то же время, обращаем внимание на то, что закон о контроле над табаком запрещает любую форму рекламы (прямую или косвенную) табачных изделий для потребителя. “Изучив закон, а также мнение специалистов, мы выяснили, что однозначными нарушениями законодательства о контроле над табаком являются: использование муляжей пачек; размещение плакатов с брендами табачных изделий; использование курительных аксессуаров (пепельницы, зажигалки), для прямого или косвенного продвижения табачных изделий; размещение видеороликов с табачными брендами; бесплатное предоставление табачных изделий; продажа табачных изделий в одном наборе с другими продуктами и/или услугами; предложение какого-либо возмещения за покупку или использование табачных изделий, бонусов, премий, денежных возвратов, право на участие в любой игре, лотерее, конкурсе, событии, прямо или косвенно связанных с табачными изделиями; использование торговой марки табачных изделий для продвижения других товаров или услуг, а также использование других торговых марок для продвижения табачных изделий”, – отмечается в расследовании.
Согласно ст. 25 п.5 закона о контроле над табаком, выкладка сигаретных пачек будет запрещена только с 20 мая 2020 г.
С 1 января 2016 г. выкладка сигаретных пачек не считается рекламой. Касаясь опасений, что после вступления в силу новых положений закона о табаке продавцы не вправе будут давать покупателям информацию о покупаемых сигаретах, “ведь, по сути, оглашение такой информации может быть расценено как реклама”, газета цитирует закон о защите прав потребителей, “ст. 6, 25 которого ясно дают понять, что продавец обязан информировать потребителя об основных характеристиках и цене табачных изделий”. В ходе исследования выяснилось, что с 1 января “будет разрешено использовать только сменные фоновые изображения, которые не содержат табачных брендов или рекламной информации о сигаретах”.
Исходя из того, что “РМ занимает одну из первых позиций в Европе по числу контролирующих органов, а как они ведут себя по отношению контролируемых субъектов, ни для кого не секрет”, издание попыталось ответить на вопрос: “Не получится ли, что кто-то из контролеров, истолковав закон в свою пользу, попытается извлечь личную выгоду?”. В рассматриваемом нами случае, согласно действующему законодательству, единственными органами, уполномоченными осуществлять контроль законодательства о рекламе табачных изделий, являются органы государственного надзора за общественным здоровьем. Но одно дело закон, и другое дело личные интересы. (КП/ Пищепром Украины и мира)