В сетевых магазинах Беларуси доля отечественных продовольственных товаров в среднем составляет 76%, сообщила исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Татьяна Закжевская. По словам руководителя некоммерческого объединения ритейлеров, продукция белорусских производителей среди продовольственных товаров в торговых сетях занимает от 70% до 82%.
Еще 12% составляют товары так называемого критического импорта, которые не произрастают и не производятся на территории Беларуси, но являются обязательными в потребительской корзине. К ним относятся фрукты, морская и океаническая рыба, чай, кофе, рис, масло оливковое. И лишь оставшийся незначительный процент среди продовольственных товаров – чистый импорт. “Поэтому считаю необходимым отметить, что заявления от некоторых крупных игроков розничного рынка о том, что сетевые торговые объекты в обороте имеют менее 50% отечественных товаров, не соответствуют действительности”, – отметила Татьяна Закжевская.
При этом эксперт подчеркнула, что торговые объекты Беларуси должны быть конкурентоспособны по ассортименту и цене с магазинами соседних стран. Ведь белорусская экономика теряет ощутимые суммы от потребительского импорта. “Ненормально, когда розничный оборот столицы соседней страны до 30% создается белорусским потребителем. Это говорит о том, что белорусский покупатель не смог купить дома нужный ему товар и приобрел его в другой стране”, – считает Татьяна Закжевская. Эксперт отмечает, что белорусские розничные сети уже несколько лет успешно сдерживают рост цен на потребительском рынке, нивелируя даже резкие изменения валютных курсов. Причина этому явлению одна – высокая ценовая конкуренция в продовольственной торговле. “Крупные сети вынуждены обеспечивать конкурентоспособные цены за счет снижения торговой надбавки и отпускных цен производителей. Результат рыночной конкуренции сетей – сдерживание роста цен и снижение темпа инфляции”, – уверена представитель белорусского ретейла. При этом, по словам эксперта, торговые сети страны испытывают на себе постоянное административное давление – около 10 государственных органов на постоянной основе проводят внеплановые и плановые проверки сетей. На одну плановую проверку, говорит Татьяна Закжевская, приходятся 3-4 внеплановые, а длительность таких внеплановых проверок доходит до двух месяцев.
“За год одним из государственных органов была приостановлена деятельность порядка 500 торговых объектов. По расчетам Ассоциации, приостановление работы торговых объектов привело к недополученному розничному обороту в размере не менее Br300 млрд, львиную долю в котором занимают товары отечественного производства”, – отметила эксперт. Именно поэтому в Ассоциации розничных сетей призывают к более внимательному отношению к сетевым торговым организациям. “Богатый ассортимент, доступные цены и отечественный товар, который должен выдерживать конкуренцию с импортным без помощи административного ресурса, – это то, к чему нам всем необходимо стремиться, и производителям, и рознице, и регуляторам”, – подчеркнула Татьяна Закжевская. Некоммерческая организация “Ассоциация розничных сетей” включает 17 торговых сетей и объединяет 925 магазинов, 720 из которых являются продовольственными магазинами шаговой доступности. (БЕЛТА/ Пищепром Украины и мира)