Российские потребители водки переходят на более дорогие сорта этого напитка. Такой вывод следует из исследования аналитической компании Nielsen – в нем сравниваются продажи в феврале-марте нынешнего и предыдущего годов. По данным компании, продажи водки стоимостью от 190 до 215 руб. за 0,5 л за год снизились на 3,5%. Продажи категории 215-230 руб. за 0,5 л уменьшились на 1,4%. В то же время продажи сорокаградусной стоимостью 230-300 руб. за 0,5 л увеличились на 2,3%, а премиум-сегмент (дороже 300 руб.) подрос на 1,1%.

Несмотря на эти изменения, лидерство сохраняет сегмент 190-215 руб. за полулитровую бутылку – на него в феврале-марте этого года приходилось 34,1% водочного рынка. В этой ценовой категории лидируют водка Medoff (компания “АлкоРусс”), “Старая Москва” и “Праздничная” (от “Кристалла”). В топ-10 также вошли “Государев заказ” (“Синергия”), “Старая марка” (“Росспиртпром”) и др. Среди более дорогих (230-300 руб.) первенство сохранила украинская “Хортица”, “Талка” польской CEDC и “Мягков” (“Синергия”). Интересно, что параллельно россияне стали отказываться и от так называемой “вкусовой” водки. В феврале-марте этого года продажи таких сортов потеряли 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, заняв 16,8%. Здесь в сегменте 190-215 руб. на первую строчку вышла водка “Березовые бруньки”, за ней в рейтинге – Medoff и “Старая марка”. Среди более дорогих (230-300 руб. за 0,5 л) “вкусовых” водок в топ вошли “Три старика” (компании “Сордис”), клюквенные, медовые, лимонные водки “Мягков” и перечно-медовые и березовые Nemiroff. Председатель ликеро-водочной дегустационной комиссии международной выставки “Продэкспо” Александр Зайцев считает, что первые строчки рейтинга Nielsen вполне оправданны, однако с другими топовыми позициями у него возникают вопросы.

– У “Хортицы” качество выше среднего, оно довольно стабильно, – считает Зайцев. – Этого удалось добиться благодаря хорошей работе с рецептурами украинского технолога. “Талка” (весь спектр продукции Сибирского ЛВЗ, которым владеет польская CEDC) и “Мягков” имеют довольно нестабильное качество. “Три старика” и Nemiroff заслуженно вошли в топ “вкусовых” водок, говорит эксперт. Сами производители считают, что падение “вкусовых” водок временное. – Снижение происходит за счет падения продаж ряда крупнейших брендов. Но рынок “вкусовых” водок будет расти, – прогнозирует коммерческий директор “Немирофф Водка Рус” Татьяна Сырцева. – И мы собираемся наращивать их долю в портфеле, в том числе за счет вывода новых “вкусовых” линеек.

Изменения происходят на фоне общего снижения водочного рынка. Оно началось в январе этого года, когда производство водки, по данным Росстата, сократилось на 30%, за весь I квартал – на 25,4% (всюду сравнение с аналогичным периодом прошлого года). При этом продажи водки и ликеро-водочных изделий за первые три месяца 2013 г. снизились лишь на 7,8%. Фактически распродаются запасы, произведенные до новогоднего повышения акцизов. Выбор россиян в пользу более дорогой водки производители считают вполне ожидаемым и связывают с тем, что те, кто раньше покупал водку за 125 руб. (минимальная розничная цена 0,5 л до 2013 г.), теперь не могут позволить себе 0,5 л за 170 руб. (минимальная розничная цена с 1 января) и находят нелегальных продавцов. – С ростом минимальной цены легальный официальный рынок смещается вверх. В легальной рознице это вполне ожидаемо. Но это не отражает всей ситуации на рынке, – говорит глава Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. – Ситуация, как мы и предупреждали, довольно плачевная. Растут продажи нелегальной водки через альтернативные каналы дистрибуции. В эту “альтернативную” цепочку входят нелегальные производители и оптовики, поставляющие “левый” алкоголь в розницу, объясняет собеседник издания. Иногда нелегальные поставки могут идти напрямую от недобросовестного завода в розницу, не имеющую лицензии. – За последние три года многое сделано для легализации рынка, – продолжает Добров. – Произошло вымывание нелегальной алкогольной продукции из оптового звена. По итогам 2012 г. сократилась доля нелегального рынка. Но резкий рост акциза нивелирует все достигнутые успехи. Доля нелегальной водки растет, но назвать конкретные цифры я пока не готов. С начала этого года акциз на 1 л безводного этилового спирта вырос до 400 руб., прошлогодняя ставка – 300 руб.. Согласно действующей редакции Налогового кодекса, в 2014 и 2015 гг. акциз должен составить 500 и 600 руб., соответственно. (Известия/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)