Молочный сектор – это всегда интересная история. Надо было достаточно успешно пережить кризис 2014-2015 и почти не потерять мощностей производства и переработки, чтобы иметь проблемы сейчас, когда экономика и потребительские настроения в стране начали улучшаться.
Украина исторически всегда была нетто экспортером молока и молокопродуктов, то есть производила больше молочки, чем потребляла. Но в последующие годы ситуация может измениться и Украина может стать страной, сбалансированной по молоку.
Предлагаю сначала коротко вспомнить историю развития отрасли. Не будем брать во внимание советский и досоветский период, а также первое десятилетие независимости. Современным периодом будем считать время с начала, или даже с середины нулевых. В этот период, по данным официальной статистики, в Украине производилось 12-14 млн тонн молока в год, что намного больше, чем, например, в 2013 году – 11,5 тонн. В чем секрет, ведь нас постоянно пугают ежегодным уменьшением поголовья коров?
Количество коров действительно уменьшается, но их «качество», то есть производительность, растет. Сравним ситуацию в сельхозпредприятиях, например, с двухтысячными:
2005 – 0,86 млн коров с годовым удоем на корову 3000 кг дали 2,6 млн тонн молока
2018 – 0,47 млн коров с годовым удоем 6200 кг дали 2,8 млн тонн молока
То есть, мы видим, что при почти двукратном сокращении поголовья, производительность увеличилась в те же два раза, даже больше, что позволило удержать производство молока на постоянном уровне. Рост производительности позволил не только сохранить объемы производства молока, но и уменьшить общие объемы воды и земли под коровами и количество выбросов углерода из-за жизнедеятельности скота. Это все о сельхозпредприятиях.
В хозяйствах же населения ситуация другая, там и поголовье сокращается, и производительность остается стабильной, и это приводит к уменьшению производства молока как по этой категории, так и в целом.
Но я призываю концентрировать внимание на сельскохозяйственных предприятиях, ведь промышленная переработка молока – производство свежих молочных продуктов, сыров, масла, сухого молока и других продуктов – сегодня на 70% обеспечивается сырьем именно этой категорией поставщиков.
Молоко, произведенное в личных крестьянских хозяйствах, используется преимущественно для самостоятельного использования, преимущественно в виде молока, а также кисломолочной продукции и творога, значительное количество подобного товара также продается на рынках или идет на корм.
В целом, на примере показателей 2018 года, можно сравнить товарность молока для различных категорий поставщиков, то есть количество произведенного (вал) молока по отношению к количеству, которое идет на промышленную переработку.
Сельскохозяйственные предприятия в прошлом году произвели 2,8 млн тонн молока сырья, из которых на переработку поступило 2,6 млн тонн, то есть товарность составила 93%. Хозяйства населения официально выработали 7,3 млн тонн, а на промышленную переработку попало только 1,3 млн тонн, поэтому товарность в этой категории находится на уровне 18%.
Количество молока, производимого в хозяйствах населения, а также его товарность, будут и дальше постепенно снижаться. На то есть несколько причин. Первая из них – достаточно низкие цены на сырье. Среднее количество коров, содержащееся в личных крестьянских хозяйствах, это 1-2 коровы. Мелкие объемы молока (банки / бидоны) каждый день формируются в более или менее товарную партию (молоковоз или секция молоковоза) и доставляются на перерабатывающие заводы с помощью посредников. При существующих ценах реализация молока на переработку невыгодна для крестьян, но выгодна посредникам, которые неплохо на этом зарабатывают. В то же время, перерабатывающим заводам невыгодно поднимать закупочные цены, потому что услуги по сбору и транспортировке сырого молока на переработку стоят ненамного меньше, чем само сырье. «Бизнесом» по производству молока занимается в Украине старшее поколение, бабушки, которые стареют, и которых с каждым годом становится все меньше. Это один из факторов сокращения производства.
Подавляющая часть молока, производимого в хозяйствах населения – это молоко низкого качества, что обусловлено ненадлежащей заготовкой, хранением и транспортировкой, а также фальсификацией. Поэтому переработчики все больше обращают свое внимание на крупные сельхозпредприятия, которые производят в сутки 5, 10, 20 или даже 50 тонн молока экстра или высшего сорта. Качество является вторым фактором, из- за которого сокращается производство молока населением и спрос на него со стороны молокозаводов.
Улучшить качество сырья до уровня европейских показателей планирует и наше правительство, которое в процессе трансформации законодательства о безопасности продукции отрасли с 01.01.20 запрещает принимать на переработку молоко второго сорта. Вторым сортом принимается преимущественно молоко населения, поэтому уже в текущем году мы видим стремительное снижение производства этой категорией производителей. По расчетам Инфагро, в этом году производство молока в хозяйствах населения сократится на 4,3%, реализация на переработку – на 21%.
Пока неясно, чего именно ждать с января. Указ пока в силе, принимать такое молоко можно будет на технические цели или, в некоторых случаях, под производство отдельных пищевых продуктов, для которых разработано специальное ТУ и это согласовано с Госпродпотребслужбой (пока все это звучит сложно). Несмотря на сокращение производства в категории хозяйств населения, с нового года реализация большого объема молока может оказаться под угрозой. На резкое улучшение качества «де факто» надеяться не стоит, а вот «де юре», на бумаге, второй сорт может превратиться в первый, что, конечно будет фальсификацией и потребует тщательных проверок. Также у чиновников остается вариант отсрочки решения еще на год. За этот период доля категории в общем объеме переработки может сократиться с 30% до 20-15% «естественным» путем.
Возвращаемся к сельскохозяйственным производителям. Объемы производства и производительность в этой категории в последние годы росли непрерывно, даже в кризисные 2014-2015. Инвестирование в молочное производство совпало с началом активного развития сельского хозяйства в Украине. В конце нулевых в страну начали ввозить племенное поголовье из Европы, Канады, США, строить новые мегафермы и развивать существующие мощности. Параллельно с этим агрохолдинги укрупняли свои земельные банки, в которые попадали и молочные фермы, из которых потом формировались крупные молочные пулы. Все эти процессы позволили не только сохранить объемы производства молока, но даже нарастить его в категории сельхозпроизводителей. Достаточно высокая закупочная цена молока также способствовала развитию производства молока в этой категории.
Кроме того, в связи со снижением мировых цен на зерновые культуры, себестоимость производства молока в 2019 году снизилась, а высокие закупочные цены на молоко-сырье позволяют сельхозпредприятиям работать с очень привлекательной маржой.
В начале 2019 все указывало на то, что прирост производства молока в категории будет значительным, но, как всегда, появился еще один непредсказуемый фактор влияния – быстрая имплементация рынка земли в Украине. Сейчас идет много дискуссий вокруг земельной реформы, поэтому не будем заострять внимание на деталях и вариантах старта этого рынка. Для молочной отрасли мы видим негативный эффект от имплементации реформы в ближайшее время, но в долгосрочной перспективе – наоборот, положительный.
Почему сейчас отрицательный? Сейчас, несмотря на высокую маржу в производстве молока, мы наблюдаем высокие темпы сокращения поголовья в категории сельхозпредприятий и, что более существенно, сокращение производства молока. По прогнозам Инфагро, в 2019 производство молока в категории уменьшится на 1% относительно показателей 2018 года. Среди основных причин влияние земельной реформы: во-первых, неэффективные по животноводству предприятия не планируют выкупать землю под животных (на кормление) и будут концентрировать внимание на растениеводстве, поэтому они избавляются от скота уже сегодня. Во-вторых, эффективные предприятия, хотя и не все, частично сократили внутреннее инвестирование и аккумулируют средства под выкуп той же земли.
Из-за уменьшения производства и реализации молока на переработку, закупочная цена сырья выросла до рекордных показателей. Украинская молоко сейчас даже дороже, чем у европейских соседей – Беларуси, Польши и стран Балтии. Соответственно, мы видим экономическое обоснование роста импорта молочных товаров и непривлекательность экспорта.
По расчетам Инфагро, если в 2018 году экспорт всех молочных и молокосодержащих продуктов составлял 1,1 млн тонн в эквиваленте сырого молока, то в 2019 он снизится до 0,8 млн тонн, то есть произойдет снижение почти на 30%.
По импорту наоборот: в 2018 году импорт составлял 160тыс. тонн, а в 2019 составит 250 тыс. тонн, то есть вырастет на 50%.
Украина пока остается экспортоориентированной молочной страной, но темпы изменения баланса в 2019 году делают возможными и другие варианты развития уже в ближайшие годы.
Земельная реформа отразится на развитии молочной отрасли. Сейчас последствия этой реформы для молочной отрасли негативные, но через несколько лет их проведения на рынке останутся те игроки, которые уже сейчас получают прибыли, и те, кто желает развиваться. Высокие закупочные цены на сырье будут также способствовать заинтересованности в этом бизнесе новых игроков – как внутренних, так и внешних инвесторов. Поэтому в 2025-2030 годах однозначно прогнозируем увеличение производства качественного молока и борьбы украинских молочников за новые экспортные рынки. (agri-gator.com.ua/Пищепром Украины)