Агропромышленный комплекс – не только один из основных доноров национальной экономики и генератор поступлений валютной выручки в страну, но и крупнейший работодатель в Украине. В 2015 году из 16,4 млн занятого населения в стране в сельском хозяйстве (с учетом рыбной и лесной отраслей) работало почти 2,9 млн человек или каждый шестой украинец. Больше – только в оптовой и розничной торговле, где занято около 3,5 млн человек.
В 2000 году количество занятых в сфере АПК было еще больше – 4,37 млн человек, то есть в течении следующих 15 лет рынок в этой отрасли сокращался со скоростью почти 100 тыс./год. Причем происходило это в один из наиболее активных для развития украинского АПК периодов, на который пришлось становление агрохолдингов, первые IPO, серия M&A и привнесение усовершенствованных технологий, которые и позволили снизить затраты ручного труда. Об этом свидетельствует объем АПК, который после сокращения количества работников не только не уменьшился, но и наоборот – значительно возрос. Так, если в 2000 году АПК генерировал экономический результат на уровне 291,6 млрд гривен, то в 2016 – уже 318,3 млрд (в ценах 2016 г.), т.е. продуктивность труда в аграрном секторе выросла на 64,4%. В это же время, общий рост продуктивности труда в экономике был на 5% ниже, что свидетельствует о лидирующих позициях аграрного сектора во внедрении инноваций и использовании передовых технологий.
Совершенствование технологий, которые высвобождают человека, – это естественный элемент эволюции. В значительной степени именно благодаря их развитию и применению Украина обновляет рекорды урожаев и занимает второе место в рейтинге крупнейших поставщиков продовольствия на мировой рынок. Но обратная сторона этого процесса – сокращение потребности в ручном труде.
Так, в январе-сентябре 2016 года количество официально зарегистрированных безработных квалифицированных сотрудников сельского, лесного и рыбного хозяйств в Украине составляло 11,2 тыс. человек. Это минимальный показатель среди всех профессиональных групп, которые анализирует Госстат, – 3,3% от всех зарегистрированных безработных (341,5 тыс.) за этот отчетный период. Однако, несмотря на небольшой, казалось бы, в масштабах страны показатель, внутри отрасли структура рынка труда выглядит нездорово: по состоянию на сентябрь прошлого года количество вакансий в компаниях агросектора составляло 2,4 тыс., однако лишь 0,7 тыс. из этого числа приходилось на профильные аграрные специальности. Также данный показатель не учитывает искаженное в украинских реалиях понятие самозанятости, когда люди из-за невозможности устроиться на достойную работу вынуждены самостоятельно обрабатывать свои угодья с минимальным уровнем продуктивности, то есть, фактически, выживать за счет ведения натурального хозяйства.
Поскольку работники АПК в большинстве своем проживают за городом, анализ расходов домохозяйств сельской местности дает довольно точное представление об их социально-экономическом состоянии. Здесь, в отличии от больших городов, результаты статистических опросов довольно репрезентативны (к примеру, 95% жителей сельской местности, входивших в статистическую выборку, согласились участвовать в исследовании, тогда как в Киеве этот показатель составил всего 50%).
Так, по состоянию на 4 квартал 2015 года, средние расходы жителя сельской местности составили 2434 грн, из которых 54,4% – расходы на продукты питания. В той же Польше, при сопоставимом качестве продуктов, данный показатель не превышает 17%. К сожалению, малоизвестным фактом является то, что уменьшение населения Украины главным образом связано с его сельской частью, убавление которой за последние 16 лет составило 2,9 млн, или 18,1%, что на 60% выше темпов сокращения городского населения.
Помимо усугубления социальных проблем, депопуляция сельских территорий тормозит развитие АПК. Вспомним только о законе Оукена, согласно которому увеличение циклической безработицы (к которой можно отнести вынужденную эмиграцию) на 1% снижает валовый выпуск на 2,5%. Учитывая все возрастающую значимость аграрной отрасли, замедление темпов ее развития является рисковым фактором для всей национальной экономики. Это плохая новость.
Хорошая новость в том, что ситуацию можно исправить. Основным, хоть и безусловно не единственным фактором, определившим действующую модель сельского хозяйства, является мораторий на продажу сельхозземель. Трансформация нынешнего формата земельных отношений приведет к изменению и социальной составляющей агропромышленного комплекса Украины.
Что изменится при снятии моратория и введении земель в оборот? Изменения будут неразрывно привязаны к экономическому менталитету каждой из областей. К примеру, на западной Украине в 2015 году средний уровень безработицы в сельской местности составлял всего 8,5%, что на 21% ниже уровня городской безработицы. Можно сделать вывод, что там отсутствуют пустующие земли или свободные руки: сельскому населению удалось построить малое производство продукции с высокой добавленной стоимостью по типу клубники, яблок, цветной капусты и винограда. Их основная проблема – недостаток капитала. Поскольку действие моратория распространяется не только на операции купли/продажи земли, но и на ее использование в качестве залога, сейчас получить доступный кредит для этой категории предпринимателей не представляется возможным. После отмены моратория в этих областях можно рассчитывать на оживление кредитования аграрного сектора и соответственный рост производства малых форм хозяйствования.
Иначе обстоит ситуация в южно-восточных регионах. К примеру, географическое положение Днепропетровщины таково, что делает производство рентабельным исключительно за счет эффекта масштаба, то есть, массового производства зерновых. Последнее требует огромных вложений в инфраструктуру и основной капитал, а также консолидацию соответствующего земельного фонда, что доступно только большим предприятиям. Поэтому, если в среднем удельный вес переданных в аренду сельскохозяйственных земель в общем земельном фонде Украины составляет 50,3%, для такого рода областей данный показатель гораздо выше. Здесь большинство владельцев паев сдает свои земли в аренду и это зеркально отображается на показателях безработицы. К примеру, в Днепропетровской области уровень безработицы в сельской местности на 14% выше городского. Отмена моратория и рыночное ценообразование земель позволит ценам вырасти в первые два года на 52-76% (по двум параллельным расчетам). Основным фактором роста цен на землю будет “отбеливание” той части цены, которая уплачивается за проведение сделки при помощи разного рода теневых схем. Учитывая, что средний размер пая в данной области составляет 3,74 га, за счет переоценки актива арендные доходы жителей сельской местности вырастут на 16%.
Введение сельхозземли в экономический оборот – наиболее эффективный, но не единственный способ выровнять ситуацию в социальной сфере в сельской местности. Необходимо улучшать условия для молодых специалистов, развивать инфраструктуру, обеспечить доступ к рынку средств производства и капитала.
Кроме того, даже в XXI веке в разгар технологической революции в АПК все еще достаточно секторов и форматов, которые требуют высокой вовлеченности работников и с которыми машина не сможет конкурировать. Это производство ягод, органической продукции, нишевых культур. Также нужно помнить о том, что объем украинского АПК, хоть и один из самых масштабных в мире, далек от своего потенциала и его реализация повлечет за собой рост спроса на квалифицированных сотрудников.
По мере развития АПК мы увидим и синхронное развитие различных форматов хозяйствования – фермеров и агрохолдингов, не потеряв на этом пути ни одного из них. Спустя 10 лет значительно возросший объем агропромышленного комплекса будет генерироваться игроками небольшого и крупного масштаба в условном соотношении 25/75 соответственно. Будучи самой экономической логикой разведены в наиболее эффективные для себя ниши, они обеспечат товарное многообразие для потребителей, макроэкономическую стабильность в масштабах страны и рынок труда для миллионов украинцев. (УНН/ Пищепром Украины)