Последние инициативы депутатов Госдумы поставили под угрозу бизнес поставщиков пальмового масла в Россию. Напомним, что законотворцы предлагают либо вообще запретить использование этого растительного жира, либо писать о нем предупреждения на этикетках продуктов – такие же крупные и в черной рамке, как на пачках сигарет. И все же вряд ли поставщикам тропического жира что-то грозит. Ведь главная проблема в том, что дешевое пальмовое масло заменить у нас просто нечем. Натурального сливочного катастрофически не хватает.
Чтобы “подсушить” изрядно подмоченную репутацию тропического продукта, Малазийский совет производителей пальмового масла собрал пресс-конференцию. Как заявил замдиректора Малазийского Совета, д-р Кальяна Сундрам, сегодня пальмовое масло есть в каждом шестом продукте, которые можно встретить на полках магазинов по всему миру. В Европе пальмовое масло уже занимает 30% от общего рынка масложировой продукции. И Россия Европу уже догоняет.
Эксперты подтвердили очевидное: сегодня наша страна стала зависимой от производителей пальмового масла. Замены этому дешевому сырью найти практически невозможно. Пропади оно с рынка – и половина кондитерских предприятий России сразу закроется. А если мы вдруг перейдем на производство натуральных молочных продуктов, они станут просто не по карману большинству населения. Да и их привычный ассортимент серьезно “усохнет”. А так практически всякий может побаловать себя так похожим на творог творожным продуктом.
Как заявила исполнительный директор “Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции” Екатерина Нестерова, если Россия совсем откажется от использования пальмового масла, “мы не сможем обеспечить производство безопасной полезной продукции”. Однако на вопрос обозревателя “МК”, имеются ли в виду торты, чипсы, сухарики, печенье, кексы, а также жареный во фритюре фастфуд (именно эти продукты сегодня замешивают на пальмовом масле), г-жа Нестерова ответила, что говорила главным образом о спредах. Польза которых, к слову, тоже весьма и весьма сомнительна.
И все же главное, что привлекает наших производителей в пальмовом масле – вовсе не его качество, а его дешевизна. Использовать другие растительные масла выходит гораздо дороже. И хотя генетики пытаются создать генетически модицифированные сою и рапс с повышенным содержанием жирных кислот, это займет много времени, потребует больших вложений, а в результате такие жиры вряд ли смогут отвоевать у пальмового хотя бы 20% рынка. “Если мы ограничим поставки пальмового масла в страну, потребление вредных трансжиров вырастет, а значит, вырастет и количество сердечно-сосудистых заболеваний”, – строит мрачные прогнозы завкафедрой фармакологии химического факультета МГУ им. Ломоносова Олег Медведев.
И вопрос остается только один: как же мы обходились без пальмового масла раньше?… “На самом деле, корень проблемы в одном – у нас просто не хватает сливочного масла”, – признается руководитель Лаборатории химии пищевых продуктов НИИ Питания РАМН Владимир Бессонов. Поэтому, увы, пальмовое масло, как и генетически-модифицированные продукты, уже стало неотъемлемой частью нашей жизни. (Крестьянские ведомости/ Пищепром Украины и мира)