Компания “Лента”, развивающая федеральную сеть гипермаркетов, провела SPO. Она разместила 35,2 млн. акций в форме глобальных депозитарных расписок (GDR), выручив за них $225 млн. Якорным инвестором стал Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), он же привлек для участия пул иностранных инвесторов – фонды с Ближнего Востока, из Азии и Европы. По некоторым данным, доля иностранных инвесторов составила 60%. Аналитики считают размещение успешным. Изначально предполагалось получить от SPO $200 млн., но при подготовке к сделке сумму удалось увеличить.
Размещение прошло на фоне драматических изменений на рынке розничной торговли в России. Уже с 2013 г. замедлились темпы роста потребительских расходов. На 2015 г. Минэкономразвития прогнозирует падение потребительского спроса на 7%. В первые месяцы 2015 г., по данным Росстата, розничный товарооборот в сопоставимых ценах сократился на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее спрос на бумаги ритейлера оказался значительным. В феврале также с успехом был продан 1%-ный пакет акций сети магазинов эконом-класса “Магнит”.
На успех размещения пока работают некоторые свойства российского рынка продовольственного ритейла. По данным Euromonitor, к 2017 г. он может стать крупнейшим рынком в Европе. А вот распространенность современных торговых форматов невелика. Вот какую информацию дает по этому поводу Минпромторг (данные за 2013 г.): “На долю Москвы и Санкт-Петербурга приходилось около половины торговых площадей гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров и других торговых сетей. На долю остальных городов-миллионников – еще 30%. Так что на долю оставшихся жителей, составляющих 75% населения страны, приходилась лишь пятая часть площадей торговых сетей”. К тому же рынок по-прежнему очень фрагментирован: пять крупнейших игроков занимают на нем чуть больше 20%. На развитых рынках этот показатель может достигать 80%.
Кроме того, российские сети все заметнее на мировом фоне. В авторитетный рейтинг 250 крупнейших глобальных сетей, который ежегодно составляет международная фирма Deloitte, в 2015 г. (по данным за 2013 г.) вошли шесть российских ритейлеров, в том числе “Лента”. Причем “Лента”, как и еще три российские сети, вошла и в группу 50 наиболее быстро развивающихся мировых розничных сетей.
“Лента” продемонстрировала быстрый рост и экспансию и в прошлом году. “Успех размещения, – поясняет Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик инвестиционного холдинга “Финам”, – я связываю с высокими темпами роста компании: в 2014 г. ее рублевая выручка увеличилась на 34% год к году против 32% у “Магнита” и 19% у X5 Retail. Торговые площади тоже росли почти вдвое быстрее, чем у ближайших конкурентов. Инвесторы были готовы покупать расписки, несмотря на негативную экономическую конъюнктуру и нестабильность на финансовом рынке”.
Наконец, в периоды экономического неблагополучия потребительские предпочтения склоняются к торговым форматам, поддерживающим низкие цены, таким, как гипермаркеты и дискаунтеры. “Лента” с самого начала существования развивает преимущественно гипермаркеты. Более того, в сети сообщили, что стараются поддерживать цены на 5% ниже, чем у ближайших конкурентов, по базовой продуктовой корзине. Это подтверждает и Тимур Нигматуллин: “Компания жестко контролирует внутреннюю инфляцию, в том числе в ущерб собственной наценке, поддерживая при этом хорошую рентабельность по EBITDA за счет повышенной оборачиваемости. На мой взгляд, средняя наценка у “Ленты” не сильно отличается от таковой у “Магнита”. Заметим, что трафик LFL в магазинах “Лента” вырос в 2014 г. на 4,4%.
Выйти на SPO “Лента” решила потому, что наращивание традиционного для нее финансирования через долг в текущей ситуации считает нерациональным: “Несмотря на доступность внешнего финансирования для компании, стоимость банковских кредитных ресурсов представляется нам крайне высокой, – сообщили в “Ленте”. – Поэтому мы приняли решение привлекать финансирование через акционерный капитал – это позволит нам снизить долговую нагрузку, частично погасив наиболее дорогие банковские кредиты, а также получить необходимые средства на ускорение развития”.
В ИХ “Финам” тоже отмечают относительно высокую долговую нагрузку “Ленты”: net debt/LTM EBITDA компании составляет 2,8, в то время как, например, у “Магнита” этот показатель равняется 0,9. “С точки зрения финансовой устойчивости компании дальше рискованно развиваться, используя только долговое финансирование”, – замечает Тимур Нигматуллин.
Оставшиеся после оплаты самых дорогостоящих долгов средства “Лента” намерена потратить на финансирование текущей деятельности и инвестиционную программу. Сразу же после размещения она увеличила инвестиционные планы на 2015 г. на 5 млрд. руб., до 30 млрд. руб. и повысила намеченную ранее планку ввода в действие гипермаркетов. В “Ленте” заявляют о намерении открыть в 2015 г. не менее 25 гипермаркетов (ранее говорилось о 20-25) и 10-15 супермаркетов, а в 2016 г. продолжить развитие сети темпами, сравнимыми с динамикой 2014 г. (в прошлом году ритейлер открыл 31 гипермаркет при плане 24, а также 14 супермаркетов). Темпы прироста продаж компания предполагает поддерживать на уровне 34-38%.
Розничная сеть “Лента” основана в 1993 г. в Санкт-Петербурге. В ее состав входит 111 гипермаркетов в 62 городах России и 24 супермаркета в Москве и Московской области, а также четыре распределительных центра. На конец 2014 г. в ней работало 35100 человек. Выручка в 2014 г. достигла 194 млрд. руб. Рентабельность по EBITDA составила 11%. Крупнейшие акционеры – TPG Capital, ЕБРР, “ВТБ Капитал”. (Эксперт/Пищепром Украины и мира)