Кооператив “Маяк” – крупнейшее рисосеющее предприятие Одесской области. Общая площадь обрабатываемой земли – около 4,5 тыс. гектаров, из которых 2,7 тыс. расположены на уникальной Килийской рисовой системе. В семидесятые годы она была построена на непригодных для земледелия землях поймы Дуная – солонцах.
Если даже непродолжительное время не эксплуатировать рисовую систему в должном технологическом режиме, солонцы “выползут” наверх – и “съедят” все живое. Именно поэтому в “Маяке” разработан и утвержден специальный восьмипольный севооборот, в котором присутствуют, помимо риса и зерновых, многолетние травы, горох, соя. Культуры, сменяя друг друга, поддерживают плодородие бывших солонцов. И вот результат: в прошлом году СПК “Маяк” получил по 65,5 центнера риса с гектара – рекордная для Одесщины урожайность “речного жемчуга” (обычно она достигает 50 ц/га). Украина лишь на 20-25% обеспечивает себя рисом, остальное количество приходится закупать за рубежом за валюту. Поэтому увеличение урожайности на имеющихся рисовых системах – патриотизм в действии. От пяти до семи тысяч тонн “речного жемчуга” в год – таков вклад “Маяка” в продовольственное обеспечение страны (и рис – только один из многих видов продукции, которые производит это хозяйство). СПК “Маяк” является базовым предприятием Института риса Украинской академии аграрных наук. На экспериментальных участках Килийской рисовой системы ученые испытывают новые сорта риса отечественной селекции, такой, например, как “Украина-96”.
“Маяк”, работая в одной команде с Институтом риса, засевая чеки, использует исключительно элитные семена. А они, как дорогой бриллиант, требуют достойной оправы: бывшие солонцы получают полный пакет удобрений. Только в этом сезоне для повышения плодородия земель кооператив закупил пять вагонов аммиачной селитры. Для подкормки посевов “речного жемчуга” приобретено 360 т сульфата аммония, 315 т карбамида, а по нынешним ценам на удобрения это, конечно, зашкаливает за миллион. Деньги деньгами, а без командной работы ученых агрономов СПК “Маяк” не смогло бы держаться в лидерах предприятий района. В этом хозяйстве трудятся пять агрономов, чем в наше время вряд ли могут похвалиться многие другие сельхозпредприятия. И вот результат: в прошлом году в “Маяке”, работающем в зоне рискованного земледелия, средняя урожайность зерновых составила 44 центнера с гектара.
За последние десять лет, в течение которых “Маяком” руководит Константин Мыца, предприятие перевооружилось технически на 100%. Десять тракторов МТЗ, четыре К-700, пять гусеничных комбайнов для уборки риса, шесть колесных уборочных машин “Дон” и один “Полесье” – и это не полный перечень техники, которая дислоцируется на трех полевых станах хозяйства. Основательность поставленной работы демонстрирует и состояние двух токов: здесь модернизировано оборудование, построены дополнительные складские помещения для хранения урожая. “Маяк” – это кооператив 1300 пайщиков, которые видят, насколько эффективно используется их земля. Тем, кто сдал свои участки в аренду, выплачивается не 3% стоимости пая, как требует законодательство, а на 30-40% больше. Немаловажно и то, что предприятие обеспечивает целый пакет социальных благ – пайщики могут выписать по льготным ценам люцерну для домашнего скота, использовать технику для вспашки огородов и т.д.
Крепко стоящее на ногах предприятие поддерживает целый ряд общественных организаций Килии: “Маяк” шефствует над двумя городскими школами, ежегодно помогает районной ветеранской организации, обществу инвалидов, Красному Кресту и, конечно, храму, который стоит неподалеку от конторы. Только в этом году на замену купола колокольни “Маяк” оказал помощь в 50 тыс. грн. Стоит ли говорить о том, что сельхозпредприятие является донором бюджетов всех уровней. Если по результатам 2013 г. общая сумма налогов, выплаченных “Маяком”, составляла порядка 4,5 млн. грн., то в 2014 г. государству перечислено уже 5,8 млн. грн. Образно говоря, на сегодняшний день кооператив – это курица, которая несет золотые яйца. Но, как ни парадоксально, над этой “курицей” навис дамоклов меч:
Помимо земель 1300 пайщиков, предприятие обрабатывает и 300 гектаров, оставленных при реформировании в статусе земель запаса (222 из которых расположены в Килийской рисовой системе). В соответствии с земельным законодательством, в 2009 г. “Маяком” было получено распоряжение Килийской райгосадминистрации о передаче в долгосрочную аренду этих земельных участков. На основании данного распоряжения предприятие должно было заключить договора аренды с РГА и зарегистрировать их в земельных ресурсах. Этого сделано не было – “ставили палки в колеса” отдельные чиновники, все время менялось земельное законодательство. Тем не менее, обрабатывая земли запаса, “Маяк” исправно платил налоги, пополнял местный бюджет “живой копейкой”.
На определенном этапе, после очередного внесения изменений в законодательство, земли сельскохозяйственного назначения, которые расположены за границами населенного пункта, были переданы в распоряжение Госкомзема. Аккурат в этот момент и появился другой претендент, который решил с помощью определенных людей забрать эту землю. Он написал заявление в Госкомзем и, получив от этой службы отказ, обратился в суд.
Руководство “Маяка”, узнав о новом претенденте на 300 гектаров, начало прилагать активные действия, чтобы, наконец, оформить договора аренды в соответствии с действующим законодательством. Кооператив даже пытался обратить на себя внимание суда, который рассматривал данный вопрос, подачей процессуальных документов о рассмотрении “Маяка” как третьего лица, права которого нарушаются. Но суд, к сожалению, не обратил на это внимания и вынес решение в пользу новоявленного фермера. Который тут же подал заявление в милицию о том, что “Маяк” самовольно захватил земли! И это при том, что у кооператива есть распоряжение о передаче этих земель в аренду, и он исправно платил налоги. Упрекнуть “Маяк” можно лишь в том, что он до сих пор не оформил договора аренды. Но, уважаемые, скажите, пожалуйста, а кто сейчас легко может оформить земельный участок?!.
– Мы обрабатывали эти земли из года в год, и потому, я считаю, имеем первоочередное право претендовать на их аренду, – говорит руководитель предприятия, депутат Килийского районного совета Константин Алексеевич Мыца.
Но дело даже не в моральной стороне вопроса. Проблема гораздо серьезнее, чем порой представляют себе правоохранительные органы и Фемида. Они руководствуются буквой закона, не вникая в тонкости агротехники. Изъять участок из целостной рисовой системы, которая представляет собой сложную сеть дорогостоящих гидротехнических сооружений (они как кровеносная система для человека), – все равно что оторвать руку, надеясь на то, что она вполне самостоятельно сможет функционировать. А человек – не станет инвалидом.
“Оторванный кусок” рисовой системы – это полный крах восьмипольного севооборота, неразбериха с системой подачи и сброса воды. В результате это не только приведет к многочисленным проблемам для агрономической службы, но и самым негативным образом скажется на урожайности (учитывая, что среднестатистический украинец потребляет 4 килограмма риса в год, не сложно подсчитать, что “Маяк” сегодня обеспечивает этим продуктом полтора миллиона граждан нашей страны). В Земельном кодексе Украины четко говорится о необходимости рационального использования земель. У “Маяка” есть и опыт выращивания риса, и соответствующая техника, в том числе оросительная. Каждый год эта система модернизируется, поддерживается в рабочем состоянии.
Если рассматривать ситуацию в рисовом хозяйстве в целом, то трудно не согласиться с Константином Алексеевичем Мыцей, инженером-гидротехником с сорокалетним стажем работы в отрасли: распаевание рисовых систем было одной из самых грубых и непоправимых ошибок ученых и государственных мужей. Отдавая должное реформированию в сфере постсоветского АПК, руководитель предприятия утверждает: единоличникам и мелким предприятиям не под силу обработать рисовые чеки с соблюдением всех технологических приемов. Раздел рисовых систем на кусочки заставит людей вернуться на несколько веков назад. Вот уж позабавится цивилизованная Европа, когда увидит, как в Украине начнут сажать рис вручную. Как это когда-то делали в странах “третьего мира”.
– Чтобы посеять рис, нужно выполнить 10-12 технологических операций, – говорит К.А. Мыца. – При этом на гектар уходит 70 литров солярки. Для сравнения: на посев гектара пшеницы на богаре уходит 25 литров горючего. Есть специфика и в защите растений, которая на рисовых полях проходит с помощью авиации. А обеспечить в разбрызгивании ядохимикатов из самолета математическую точность, как вы понимаете, невозможно. Как будут два соседствующих предприятия мирно сосуществовать?
Вообще земельный вопрос – сейчас самый острый для отечественного производителя продовольствия.
– Как можно вкладывать миллионы гривень в развитие предприятия, если я даже не знаю, будем ли мы завтра работать на этой земле? – задается вопросом депутат райсовета. – Да, у нас заключены договора с пайщиками на ближайшие восемь лет, но ведь через суд можно договора и разрывать. Что в этом случае произойдет с рисовой системой? Она превратится в тысячи гектаров солонцов, абсолютно не пригодных для какого бы то ни было земледелия. В пустыню! И если никого из государственных мужей не беспокоят такие перспективы: Но, несмотря на туманное будущее, мы продолжаем двигаться дальше, увеличивать объемы производства продуктов питания.
Для руководителя сельхозпредприятия, как истинного патриота своей земли, оскорбительно, когда население потребляет “ножки Буша”. СПК “Маяк” усиливает не только растениеводческое направление работы, но и животноводческое – даже в ущерб своей экономике. Здесь содержится 300 голов крупного рогатого скота, 1300 свиней, 1200 овец.
– Мясо мы вынуждены продавать ниже его себестоимости, но пустить животноводство под нож – значит существенно сократить количество рабочих мест. А это уже вопрос социальной защиты наших граждан, – говорит К. Мыца. – На сегодняшний день СПК “Маяк” обеспечивает стабильными рабочими местами 240 человек, в пик сельхозработ их число доходит до трехсот. А за каждым работником – семья, дети, которых он должен накормить, одеть и обуть. Зарплата, получаемая в “Маяке”, позволяет это делать. Что ж, будем надеяться, что Фемида откроет глаза на многогранность вопроса. И каждый день на Одесщине будет появляться новое “золотое яйцо”. (bessarabiainform.com/Пищепром Украины и мира)