Экспорт грузинских вин в Россию все еще сопровождается проблемами. В 2015 г. компания “Тбилвино” не смогла отправить в Россию ни одной бутылки вина. Об этом заявляет директор компании Георгий Маргвелашвили. Он предполагал изменение ситуации в марте, хотя сейчас надеется, что возобновить поставки удастся хотя бы в апреле. При этом он отмечает, что в текущем году доля России в экспорте будет гораздо ниже. До сих пор доля России в экспорте продукции “Тбилвино” составляла 25%.
Г. Маргвелашвили отмечает, что, несмотря на возникшие трудности, компания не ушла в убытки, хотя подчеркивает, что из-за потерянного дохода и возможностей показатели прибыли компании к концу года могут быть гораздо ниже, чем в конце прошлого года. “Мы на других рынках гораздо более гибкие, в случае с Россией – меньше. Исходя из того, что этот рынок связан с определенными рисками, мы пытаемся быть более жесткими. Соответственно, это повышает нашу жизнеспособность, и мы в меньшей степени зависимы от этого рынка. Происходящее в России является для нас процессом оздоровления, несмотря на то, что это вызывает сокращение реализации”, – заявляет Г. Маргвелашвили.
Более гибкой политики придерживается компания “Шухман Вайнс”. Генеральный директор компании Нуца Абрамишвили заявляет, что компания идет на определенные уступки, снижает цены, снижает маржу прибыли и соглашается на изменения сроков выплат со стороны партнеров. “Это индивидуальная работа с каждым импортером. Ежедневно ведутся переговоры, чтобы не пострадала ни одна из сторон. Мы учитываем ситуации в России и пытаемся сбалансировать ситуацию. Параллельно мы активно работаем на других рынках, чтобы по мере возможности обеспечить стабильные продажи и процесс производства”, – заявляет Н. Абрамишвили.
По ее словам, из-за девальвации рубля все еще существуют препятствия, однако они постепенно выходят на российский рынок, и ситуация более-менее стабилизируется. На данном этапе доля России в экспорте вин “Шухман Вайнс” составляет 30%, однако компания работает над тем, чтобы эта доля снизилась хотя бы до 15%. “Российский рынок для нас является пилотным проектом. Поэтому мы относились к нему осторожно, учитывали политический риск и нестабильность российского рынка, к чему добавился и экономический риск. Компания с самого начала была к этому готова, риск был застрахован, и поэтому я бы не сказала, что мы испытали большой ущерб. В итоге, в целом, винный сектор Грузии пострадал, так как имело место резкое снижение экспорта, что, естественно, для грузинской экономики не так уж и хорошо”, – отметила Н. Абрамишвили.
По ее словам, все производители вин должны работать над диверсификацией и сбалансированием рисков, выходом на стабильные рынки, что не так уж и легко в краткосрочной перспективе, но достичь этого усилиями компания и при поддержке государства вполне возможно. Компании согласны с тем, что российскому рынку следует уделять меньше внимания и диверсифицировать рынки, и грузинское вино должно занять твердые позиции на рынках Европы и Азии.
“Японский рынок очень важен для нас. Грузинское вино имеет там большую перспективу. Это очень твердый и имеющий хорошую покупательную способность рынок, на который мы возлагаем большие надежды, исходя из его масштаба и заинтересованности. Мы приветствуем попытки государства провести разведку азиатских рынков, того же корейского рынка. Вместе с частным сектором возможно представить грузинское вино на таком уровне, чтобы возник спрос на наше вино на этих рынках. Это главная цель, и, думаю, у нас большая перспектива на указанных рынках”, – заявляет Н. Абрамишвили. По ее словам, грузинскому вину требуются более высокого уровня маркетинговые кампании, чтобы продукция стала конкурентоспособной. (АПК-Информ/Пищепром Украины и мира)