Распространение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на пивоваров может привести к коллапсу в отрасли, как это было с крепкими алкогольными напитками в 2006 г. Об этом сообщили заместитель председателя совета Союза российских пивоваров, президент компании “САН ИнБев” Андрей Губка.
Согласно одобренному правительством РФ законопроекту, производство пива должно подключиться к ЕГАИС с 1 июля 2015 г. При этом предприятия, производящие менее 300 тыс. декалитров пива, сидра, пуаре и медовухи в год, освобождаются от этого требования. По данным союза, в России работает 850 пивоваренных предприятий, и лишь не более 200 из них выпускают более 300 тыс. декалитров пива ежегодно.
Однако пивовары считают, что не успеют подготовиться к внедрению системы в предлагаемые сроки, передает ТАСС. “Для отрасли необходимо 1,5-2 года для того, чтобы приспособиться, купить оборудование, установить его, опробовать и дальше нормально работать”, – сказал Губка. Он напомнил, что необходимые для работы ЕГАИС автоматические средства учета объема выпускаемой продукции были установлены около двух лет назад в тестовом режиме на некоторых пивоваренных предприятиях. Однако счетчики постоянно ломаются, и только на регистрацию поломки уходит около двух недель, посетовал Губка. “Если бы система работала полноценно, пивоваренная отрасль уже стояла, поскольку каждая поломка предусматривает остановку производства, вызов специалиста, получение подтверждения Росалкогольрегулирования и ремонт”, – сказал он.
Таким образом, в случае остановки производства пивовары будут вынуждены нести убытки и утилизировать не разлитую по бутылкам продукцию, поскольку пиво имеет ограниченный срок годности, отметил генеральный директор воронежского ЧП “Артель” Дмитрий Тарасевич. В союзе пивоваров затруднились оценить потери производителей от приостановки производства, однако Губка подчеркнул, что снижение объемов производства “будет двузначным”.
Подключение к ЕГАИС только одной линии производства потребует от пивоваров дополнительных единовременных затрат в 2,3 млн. руб., и еще 1,5 млн. руб. ежегодно потребуется для обслуживания оборудования, отметил президент закрытого акционерного общества “Московский пиво- безалкогольный комбинат “Очаково” Владимир Антонов. Это неизбежно приведет к росту цен на пиво, уверен он. По оценке Антонова, себестоимость одной бутылки пива вырастет на 1 руб. На сколько вырастет цена в рознице с учетом магазинной наценки и НДС, пивовары пока не прогнозируют. Кроме того, внедрение ЕГАИС на производстве исключает возможность поочередно выпускать на одной линии пиво и квас в зависимости от того, на какой продукт наблюдается наибольший спрос, добавил Антонов.
Помимо распространения ЕГАИС на производство пива разработанный Росалкогольрегулированием законопроект предполагает ввод этой системы в оптовой торговле для всей алкогольной продукции с 1 ноября 2015 г., а с 1 июля 2016 г. – в рознице для всего алкоголя, кроме пива, сидра, пуаре и медовухи. С 1 июля 2017 г. эта система заработает в рознице в селах с населением более 3 тыс. человек, в которых есть интернет. Нововведения не будут распространяться на реализацию алкоголя в кафе и ресторанах.
ЕГАИС введена в РФ в 2006 г. для учета производства этилового спирта и алкогольной продукции. На этапе внедрения системы рынок столкнулся с серьезными трудностями, переросшими в коллапс – в июле 2006 г. систему даже пришлось переводить в “ручной” режим работы: сопроводительная документация к каждой партии отправлялась не через программу, а на бумажном носителе. В 2009 г. система была передана в Росалкогольрегулирование, а спустя некоторое время появилась более продвинутая версия программы, чья работа уже сбоев не давала. Рынок алкогольных напитков в РФ в 2013 г., по данным Росстата, составил 612 млрд. руб., что на 5% больше к уровню 2012 г., то есть почти $19,2 млрд. При этом продажи пива в этом объеме возросли на 7% и составили 311 млрд. руб. Однако в натуральном выражении рынок алкоголя сократился почти на 6% до 1,3 млрд. дал. (РБК/Пищепром Украины и мира)