Грузинская плодоовощная продукция отныне может на определенных условиях беспошлинно ввозиться в Евросоюз – один из крупнейших рынков мира. Однако чтобы заработать на этом, Грузии необходимо решить непростую задачу модернизации своего аграрного сектора, существующего на принципах подсобного хозяйства.
Согласно соглашению о свободной торговле, вступившему в силу с 1 сентября, Брюссель предоставил республике право на беспошлинный ввоз в страны ЕС сертифицированной грузинской продукции. Обе стороны видят в договоре средство подкрепить планы евроинтеграции, подписанные в июне текущего года Грузией, Молдовой и Украиной, сильной экономической составляющей.
В Грузии особый интерес вызывает значение данного соглашения для аграрной отрасли, в которой занято более половины работоспособного населения республики, насчитывающего порядка 1,6 млн. человек. В настоящее время, согласно официальным данным, 56% экспорта сельхозпродукции Грузии поставляется в бывшие советские республики, но власти страны надеются, что ежегодная экономия на отмененных ввозных пошлинах в ЕС, которая составит, по некоторым оценкам, свыше $8 млн., подтолкнет грузинские хозяйства обратить свои взоры на более зажиточные западные рынки. “Мы надеемся, что появятся новые хозяйства, ориентированные на экспорт своей продукции на рынок Евросоюза, что в свою очередь приведет к диверсификации и росту объема экспорта”, – поведал замминистра экономики и устойчивого развития Грузии Михаил Джанелидзе.
Однако чтобы закрепить за собой существенную долю рынка ЕС, Грузии – некогда одному из главных поставщиков вина, апельсинов и специй в республики бывшего СССР – нужно нарастить обороты. Из-за низкой эффективности хозяйствования доля аграрного сектора в общем объеме ВВП страны, составившем в 2013 г. $16,13 млрд., насчитывала всего 9,3%.
Барьером на пути проникновения на европейский рынок широко считаются традиционные представления о методах хозяйствования. Грузинские фермеры реализуют выращиваемую ими продукцию в основном с импровизированных лотков, на базарах и в маленьких городских частных лавочках семейного типа. Негативное влияние на сектор оказывает отсутствие соответствующих систем хранения и упаковки выращенной продукции, гарантирующих сохранение ее свежести, а также рентабельных сетей реализации. В настоящее время страна обеспечивает внутренний спрос на продукты питания, включая несезонные фрукты и овощи, а также молочный порошок для розничной молочной продукции, за счет импорта.
Некоторые критики полагают, что даже после облегчения доступа на европейские рынки большинство грузинских фермеров будут продолжать делать то, что делали всегда – складывать яблоки в ведро и везти их на местный базар. Владельцы хозяйств, с которыми побеседовал корреспондент EurasiaNet.org, не продемонстрировали особого понимания сути заключенного соглашения о свободной торговле. “Европейцы будут покупать наши овощи и фрукты, как это делали раньше русские”, – уверенно заявил 58-летний продавец яблок с центрального рынка в Тбилиси Автандил Самхарадзе. “Будут приемные пункты, на которые мы станем свозить свою продукцию”, – прогнозирует он, опираясь на воспоминания о том, как функционировала советская экономика.
Евросоюз обещает помочь Грузии переориентировать экспорт агропродукции, выделив 51 млн. евро (порядка $68 млн.) на оснащение лабораторий по обеспечению качества и безопасности продуктов питания и консультирование фермеров по вопросам действующего в ЕС регламента в сфере пищевой продукции. Эти правила могут составить немалую проблему в стране, где сплошь и рядом разделанные мясные туши висят в придорожных лавках, не оборудованных холодильными установками, где коровы гуляют на сводном выпасе и мало кто в курсе, как определить химический состав пищевых продуктов.
Скептики также прогнозируют, что означенные правила приведут к повышению розничных цен и созданию барьеров на пути реализации продукции владельцами мелких хозяйств. Власти ЕС и Грузии не исключают вероятности роста цен, но отмечают, что соответствующая регулятивная база необходима для того, чтобы привести аграрный сектор Грузии в соответствие с требованиями XXI века.
На взгляд должностных лиц Грузии, соглашения с ЕС являются прорывом на пути давно вынашиваемых страной планов по обретению полноправного членства в ЕС, и не склонны сосредотачиваться на потенциальных негативных моментах. Замминистра экономики Джанелидзе прогнозирует бум поставок в Европу грузинской продукции, а именно “вина, алкогольных напитков, орехов, чая, фруктовых соков и консервов”. Он также видит “перспективы” для грузинского меда и сыра, соответствующих европейским требованиям качества и безопасности продуктов питания.
Аграрная продукция Грузии не будет пользоваться полной свободой в сфере поставок в Европу. Установлены квоты для беспошлинных поставок чеснока и ценовые ограничения по ввозу еще 28 наименований пищевых продуктов, включая вино и томаты. Кроме того, во избежание реэкспорта через территорию Грузии, лимитированы поставки 277 наименований другой продукции.
Уровень спроса в ЕС на грузинскую экспортную продукцию остается спорным вопросом. На взгляд некоторых обозревателей, европейские потребители как правило не испытывают такой же склонности к полусладким винам, сыру сулугуни с его слоистой консистенцией и сильноминерализованной воде, столь ценившимся в бывших советских республиках. В процессе завоевания европейского рынка грузинским фермерам необходимо приспосабливаться к иным стандартам и вкусам потребителей пищевой продукции, отмечает исполнительный директор Немецкой деловой ассоциации – Грузия Ута Бейер (Uta Beyer). Естественным выходом для Грузии, на ее взгляд, может оказаться ориентирование на активно растущий интерес к органическим продуктам, однако для этого потребуется повысить эффективность хозяйствования.
“Если повысить производительность аграрной отрасли Грузии, то можно будет решить множество экономических проблем республики”, – добавляет она. По мнению Константина Векуа – сооснователя хозяйства Нергета по экспорту киви площалью 150 га в регионе Зугдиди – более низкая стоимость труда и “намного более дешевые” земли могут обеспечить грузинским фермерам конкурентное преимущество на рынках ЕС. Константин Векуа, воспользовавшийся услугами зарубежных консультантов и вложивший средства в международную сертификацию своей продукции, не понимает волнений владельцев других хозяйств по поводу затрат на получение сертификатов качества европейского образца. “Дело в том, чтобы взять более высокую планку, дабы обеспечить функционирование бизнеса и определиться с имеющимися перспективами, – говорит он. – Для этого не нужно ждать помощи от государства или соглашений о свободной торговле”. (eurasianet/Пищепром Украины и мира)