История с “золотыми яйцами” оказалась пшиком: Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не нашла признаков монопольного сговора в резком повышении цен на один из самых востребованных продовольственных продуктов. Виноваты не производители и продавцы, а “невидимая рука рынка”, решили в антимонопольном ведомстве.

“Проведенный анализ показал, что рынки оптовой и розничной торговли в большинстве регионов носят конкурентный характер. Анализ цен показал, что они формируются на основе себестоимости производства и реализации”, – сообщила начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса ФАС Анна Мирочиненко. Более того, по ее словам, некоторые представители розницы в сложившейся ситуации проявили исключительное благородство и приняли на себя удар этой самой невидимой руки – снизили торговую наценку до минусовых значений, то есть стали продавать яйца дешевле, чем сами покупали. Основными причинами повышения оптовых цен на яйца стало удорожание кормов, на которые приходится 50 – 80% себестоимости, и тарифов на энергоносители, а также стоимости молодняка и племенного яйца, считают в ФАС. И все это неудачно совпало с фактором сезонности. Каждый год цена на яйца, как правило, начинает расти в августе и достигает пика в октябре-ноябре, затем стабилизируется, а после Нового года начинает снижаться и падает примерно до мая. При этом разница цен на пиках в среднем составляет 50 – 60%, пояснила Мирочиненко. Сумма этих двух слагаемых – роста себестоимости и традиционного сезонного повышения цен – дала тот печальный эффект, который вызвал столь острую реакцию населения. “У потребителя иссяк запас терпения, это уже выходит за рамки покупательной способности большинства населения”, – признала представитель антимонопольного ведомства.

Что же касается розницы, она просто транслировала в своей цене повышение оптовой цены, отметила Мирочиненко. Причем, ретейлеры вели себя по-разному: одни сохранили надбавки, установленные в период низких цен, а другие даже снизили их, постаравшись тем самым компенсировать повышение закупочных цен. Особо совестливые, как уже было сказано, и вовсе торговали себе в убыток. “В среднем торговая наценка не превышала 20%. В розничном сегменте пока не выявлено каких-либо нарушений антимонопольного законодательства”, – подчеркнула Мирочиненко. Впрочем, парочку дел по заключению антиконкурентных соглашений ФАС все-таки возбудила – в Ивановской области и Башкирии. Правда, сроки их рассмотрения составляют от трех до шести месяцев. И хотя в ведомстве уверяют, что постараются не затягивать, у антимонопольщиков будет достаточно времени, чтобы дождаться того момента, когда народный гнев поутихнет и дела можно будет спустить на тормозах. Тем более что на носу новогодние праздники и длинные каникулы. С другой стороны, не исключена показательная порка назначенных “стрелочников”, дабы соблюсти честь мундира.

По большому счету, вряд ли кто-то всерьез надеялся, что расследование ФАС даст реальные результаты, а тем более приведет к возврату прежних цен. Просто участникам рынка мягко намекнули, что они слегка разгорячились и пора остановиться. Возможен даже отскок, но он явно не компенсирует предшествующего подорожания. Так, например, в первом полугодии 2013 г. яйца подешевели всего на 14%, тогда как с августа по октябрь цены выросли на 35% (в отдельных регионах – более чем на 40%). В ФАС уже заметили некоторое снижение цен. “Возможно, это связано с сокращением объемов закупок. Сейчас наступил период, когда ретейлеры создали запасы перед Новым годом”, – сообщила Мирочиненко. Некоторое влияние на ценовое поведение участников рынка могло оказать и внимание со стороны ведомства, добавила она. Отчет о проведенном анализе ФАС направит Минсельхозу и в правительство до 10 декабря. (ytpo.ru/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)