Еврокомиссия представила проект реформы субсидирования экспорта сельхозпродуктов под названием “Наслаждайтесь, это из Европы” в конце ноября. Брюссель планирует увеличить поддержку экспорта соответствующих производителей с 60 млн. евро в 2013 г. до 200 млн. евро в 2020 г. Это произойдет за счет увеличения возможной ставки софинансирования ЕС-экспортеров с текущих 50 до 60%. Расширится и список товаров, которым может оказываться поддержка (раньше в нее, в частности, не были включены шоколадные изделия и пиво).

Внутренний спрос в Европе достиг потолка и дальше будет лишь падать – к 2050 г. население региона сократится до 628 млн человек с 740 млн. человек в 2012 г., объяснили свое решение чиновники. На Европу приходится 18% мирового экспорта сельскохозяйственных товаров и продуктов на 114 млрд. евро. Инициатива европейцев насторожила американцев. Сейчас власти США ежегодно выделяют на поддержку местного сельхозэкспорта $200 млн., но конгресс планирует сократить расходы. Американская федерация экспорта мяса (USMEF) обратилась к властям с просьбой как минимум не сокращать финансирование. “В Америке проживает всего 4% населения Земли, поэтому если мы не отреагируем, то европейцы уведут бизнес у нас из-под носа”. В 2012 г. экспорт сельскохозяйственных товаров США составил $141 млрд. У российских мясников меньше места для маневра. Россия импортирует сельхозпродуктов на $40 млрд., а экспортирует на $16 млрд. Из них на импорт мяса приходится $7,5 млрд., на импорт – $100 млн. (и то в основном в страны Таможенного союза). Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказал, что планирует направить свои предложения по поддержке и защите отечественных производителей в Минсельхоз и Минэкономразвития. “Россия, исходя из обязательств перед ВТО, не имеет права напрямую субсидировать экспорт. Но она может поддержать проведение научных исследований и помочь в проведении зарубежных выставок, чем снизит финансовую нагрузку на производителей. Правительство также может запустить социальную рекламу российских продуктов, поддержав отечественного производителя на внутреннем рынке”, – сказал г-н Юшин. Подобный соцпроект под названием “Рыба ждет!” проводился в 2009 г., но его тогда признали неуспешным.

Из-за вступления России в ВТО тарифы на ввозимые продукты по некоторым категориям снизятся в разы – например, в 2015 г. пошлины на готовые продукты из мяса (колбасы, сосиски, ветчину) упадут в три раза, до 0,25 евро за 1 кг. Соответственно, российские торговые сети существенно нарастят прямые поставки из Европы, что ударит по российским производителям. Рынок готовых мясных изделий составляет в России около 2,5 млн. т, доля импорта – менее 1%. В рамках ВТО страна-член может вводить защитные меры, например антидемпинговые. Однако это долгая, затратная и не всегда эффективная процедура. Поэтому одним из самых эффективных технических барьеров для ввоза продуктов остаются высокие стандарты качества. “Единственное, чем, по сути, может ответить Москва, – это усиление контроля качества ввозимых товаров уже на границе. Сейчас ветеринарами контролируется только безопасность импортируемых продуктов, то есть наличие превышающих допустимые нормы уровня антибиотиков, тяжелых металлов, микроорганизмов. При этом продукция не проверяется на качество – например, содержатся ли растительные добавки в молочных продуктах, соответствует ли маркировка и заявленные свойства реальным характеристикам товаров. Это делает Роспотребнадзор, правда, уже когда товар поступает на полки магазинов. Но товар в таком случае уже в стране, а отследить всех участников торговой цепочки очень сложно, – пояснил г-н Юшин. – К сожалению, когда во всем мире ужесточается контроль за продукцией, в России думают отдать ветеринарный контроль в руки таможенной службы”. (РБК/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)