Вслед за гонконгским холдингом Pacific Andes в поле зрения российских властей оказались корейские компании, подозревающиеся в незаконном контроле 20 российских рыбодобывающих фирм. По информации участников рынка, корейцы контролируют вылов 220-250 тыс. т минтая, или 12-15% общероссийской квоты этого вида рыбы. Как и гонконгской компании им придется продать свой бизнес в России.
“Корейские компании в ближайшее время должны продать около 20 российских рыболовецких предприятий, в которых они получили контроль незаконным путем”, – заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. По его словам, это крупные компании, контролирующие рыбопромысловиков по аналогии с уже известным гонконгским холдингом Pacific Andes. “В ближайшее время начнутся активные переговоры с этими корейскими компаниями. Они не получали от РФ квот на вылов водных биоресурсов. Они должны уйти – так же, как это сделала Pacific Andes”, – подытожил глава ФАС. Названия ни корейских, ни, предположительно, контролируемых ими российских компаний представителями ведомства не оглашались. По данным участников рынка, 20 российских юридических лиц, упомянутых господином Артемьевым, контролируют вылов 220-250 тыс. т минтая, или 12-15% общероссийской квоты этого вида рыбы. Они также сообщили названия 14 корейских компаний, работающих на российском рынке. По данным системы “СПАРК-Интерфакс”, лишь четыре из них являлись или являются на данный момент официальными учредителями юридических лиц в РФ, в качестве основного вида деятельности которых указана добыча рыбы. Сеульская Silla Co LTD до 2012 года владела приморским ООО “Авангард”, после чего компания была перепродана ООО “Парус”, единственным владельцем которого является гражданин Хе Ден Хи. Hansung Enterprise является соучредителем сразу трех рыбодобытчиков РФ в Приморском крае – ООО “Антарес”, ООО “Уссури” и ОАО ДМП. Корейские Sajo Industries и SajoDaerim Corporation до февраля 2013 г. значились учредителями еще шести российских юридических лиц, среди которых ООО “Орион”, ООО “Оладон”, ООО “Поллукс” и др. Большинство из них в начале года неожиданно получили одного владельца, или перешли под контроль связанных с ним структур, или были ликвидированы. На момент подписания номера выяснить у представителей этих компаний, знали ли они, что нарушают сразу два российских закона – “О рыболовстве” и ФЗ “Об иностранных инвестициях”, не удалось.
“Если ФАС установила факты того, что граждане или компании Южной Кореи владеют рыбодобытчиками в РФ, то это уголовно наказуемое преступление,- говорит руководитель Центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.- Иностранцам, как известно невозможно вести промысел в российской исключительной зоне без разрешения властей”. Соответственно, по его словам, виновные должны быть наказаны в соответствии с российским законодательством, а квоты этих компаний изъяты и выставлены на аукцион. Участники рынка еще год назад были уверены, что дело в отношении российских компаний, аффилированных с Pacific Andes, станет первым в череде аналогичных расследований. “Четыре года назад квоты на вылов минтая в исключительной экономической зоне РФ были распределены между российскими компаниями на десять лет, что должно было привести к увеличению объемов поставок на внутренний рынок и развитию отечественной переработки”,- поясняет замдиректора ВНИИРО Михаил Глубоковский. По его словам, увеличение поставок произошло, но в меньших объемах, чем рассчитывали. В 2018 г. квоты планируется распределять уже на 20 лет, поэтому неудивительно, что государство озаботилось проблемой фактически узаконившегося браконьерства – когда иностранные компании через различные “серые” схемы забирают себе большую часть российской рыбы. Как сообщал ранее Игорь Артемьев, гонконгская компания Pacific Andes приобретала контроль в российских компаниях не через владение акциями, а через тайные соглашения, которые включали в себя такую систему управления, когда акция могла быть контрольной. Поэтому правительство РФ предложило компании выйти из этого бизнеса в России. В июне 2013 г. гендиректор компании “Русское море – Добыча” Андрей Тетеркин сообщил, что компания приобрела четыре компании, подозревавшиеся в аффилированности с Pacific Andes, за $540 млн. Переговоры еще по семи компаниям сейчас ведутся. (Коммерсант/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)