Политическая и экономическая нестабильность в мире, наблюдаемое в последнее время снижение курса евро по отношению к доллару, неустойчивость цен на минеральное топливо – все это сильно затрудняет анализ фундаментальных факторов на рынках конкретных товаров.

С тех пор, как в мае 2011 г. цены на кофе достигли 14-летнего максимума, к концу года арабика на нью-йоркской площадке упала приблизительно на 30%, робуста на “Liffe” – на 27%. Различие в величине падения объясняется лучшей сбалансированностью рынка робусты, а также более низким уровнем спекулятивной активности на “Liffe” по сравнению с американским фьючерсным рынком “ICE”.

Консультант “SA Sucre Export” С. Лутс, в мае 2011 г. удачно предсказавший падение цены с более чем $3/а. ф. до близкого к $2 значения, отмечает, что ресурсов кофе на рынке больше, чем требуется, и в настоящее время не наблюдается факторов, способных оказать ценам поддержку.

Ситуация, по словам эксперта, всегда определяется в соответствии с текущими урожаями, а мы видим, что в Центральной и Южной Америке производство кофе достаточно высокое. Бразилия, находящаяся сейчас в низшей точке производственного цикла, тем не менее получает 48-49 млн. меш. кофе, при этом через полгода здесь начнется сбор нового урожая, созреванию которого сопутствуют исключительно хорошие погодные условия. Похоже, можно ожидать, что сбор превысит 60 млн. меш., что, очевидно, не окажет поддержки ценам.

Еще одной чертой сегодняшнего кофейного рынка являются низкие темпы продаж обжаренного кофе, особенно арабики. В конце 2011 г. спрос на бразильский кофе сдерживался высокими ценами на фоне общей неблагоприятной экономической ситуации в мире.

Инвесторы, ставшие когда-то одной из причин взлета цен на кофе, не чувствуя уверенности в будущем, уходят с рынков продовольственных товаров. В результате к середине декабря прошлого года робуста потеряла $700/т (с более чем $2600 в мае), что эквивалентно приблизительно 33-34 ц./а. ф. В Нью-Йорке фьючерсы упали более чем на 80 ц., а в Лондоне спекулятивная деятельность осуществляется менее активно, – только на 33 ц. Рынок робусты потерял привлекательность для инвесторов по нескольким причинам, главные из которых – относительно небольшие объемы и технические сложности, обусловленные более высокими, чем в Нью-Йорке, ценами.

С. Лутс не согласен с пессимистическим прогнозом Международной организации по кофе (“ICO”), предполагающим снижение мирового производства кофе в 2011/12 г. По его мнению, урожай должен составить 145-150 млн. меш., при этом сбор робусты увеличится на 100 тыс. меш.

В целом 2012 г. станет годом “медвежьих” настроений на рынке кофе. Эксперт не исключает, что к апрелю цена робусты может потерять еще $200-250 относительно декабрьского уровня прошлого года.

Аналогичной тенденции, по мнению С. Лутса, будут следовать цены на арабику. С учетом сохраняющейся экономической нестабильности и прогнозируемого увеличения объема ресурсов следует ожидать, что в апреле цены на нью-йоркской площадке упадут до $1,80-1,85/а. ф., а позднее, в июне-июле, если в Бразилии не случится заморозков, вернутся к значениям $1,60-1,65.

Эксперты предупреждают о том, что в ближайшие годы спрос на кофе на рынках промышленно развитых стран может существенно понизиться. Точно степень снижения сейчас предсказать сложно, однако для таких крупных потребителей, как США и Европа, называются цифры в 5-6%. С другой стороны, потребности развивающихся рынков будут по-прежнему расти. Продолжится, в частности, увеличение потребления кофе в КНР, правда, примерно теми же темпами здесь будет расширяться и внутреннее производство. (БИКИ/Пищепром и продукты питания Украины, СНГ, мира)